- универсальный процесс человеческого моделирования, свя-
занный с привлечением одного набора видов опыта для понимания и предска-
зания подобных новых видов опыта.
Обратная связь - см. "Раппорт". Ограничения - фильтры на процессах
построения
модели. Неврологические, социальные я индивидуальные ограничения вли-
яют на наши модели мира -162- тем, что дают возможность обобщать, сти-
рать и искажать виды опыта.
Отзеркаливание - см. "Раппорт".
Пейсинг - см. "Раппорт".
Перцептуальный усилитель - влияние языка на наше восприятие. см. так-
же "Социальные ограничения".
Поверхностная структура (SS) - разговорная или записанная часть обще-
ния, которая является производной от DS при использовании процессов
обобщения, стирания и искажения.
Подсознательные ключи - см. "Калиброванное общение".
Потерянный перформатив - нарушение мета-модели, в которой человек
высказывает утверждения в форме генерализации о самом мире, говоря конк-
ретно это правило, которое он сформулировал для себя.
Предпочитаемая репрезентативная система - система, используя которую
человек делает наибольшее количество различий относительно себя и окру-
жающего мира. Ведущая репрезентативная система других помогает сортиро-
вать и осмысливать получаемую информацию.
Предпочтение предикатов - многократное использование определенных
предикатов (глаголов, наречий и прилагательных), которые указывают на
систематическое использование - одной из репрезентативных систем для вы-
ражения мыслей чаще, чем других. Предпочтение предикатов часто является
хорошим указателем на предпочитаемую репрезентативную систему человека.
Причина и следствия - нарушение мета-модели, при которой говорящий
обнаруживает веру, что один человек может непосредственно вызвать у дру-
гого человека определенную эмоцию.
Производные чувства - см. "Эмоции".
Раздражители внутреннего происхождения - виды опыта, VKAO, которые
вызваны из памяти. Этот "синтетический опыт" может включать любой или
все параметры, .принадлежащие 4 Т, а также за- -163- менять в момент по-
лучения доступа соответственный внешний опыт в 4 Т.
Раппорт - Это едва уловимые формы обратной связи, вызывающие в собе-
седнике ощущение того, что он нравится, а также чувство доверия к комму-
никатору. Два метода пейсинга, приводящие к раппорту: использование в
беседе предпочитаемых предикатов человеком, а также "отзеркаливание" по-
зы, жестов, темпа дыхания и т. д.
Реакция зрачка - подсознательная реакция на эмоциональное возбужде-
ние. Управляемые вегетативной нервной системой, зрачки расширяются, ког-
да человек сталкивается с приятными раздражителями и сужаются, когда он
сталкивается с неприятной ситуацией.
Реальность консенсуса - из-за сходства неврологических механизмов в
каждом из нас, а также из-за того, что мы разделяем вместе социальный и
культурный опыт, мы можем создавать схожие репрезентации мира, называе-
мые реальностью консенсуса.
Репрезентативные системы - если буквально обратиться к презентациям
опыта, то они включают визуальную, кинестетическую, аудиальную, цифровую
и осмическую системы.
Референтивный индекс - нарушение мета-модели, при которой в высказы-
ваниях употребляются слова, не имеющие конкретного смысла.
Синтетический опыт - см. "Раздражители внутреннего происхождения".
Составление психологической карты - процесс, с помощью которого вы
можете определить схему ключей доступа человека, его предпочитаемую реп-
резентативную систему, а также иерархию его репрезентативных систем.
Социальные ограничения - культурные фильтры восприятия. Язык, напри-
мер, может улучшить восприятие чего-либо, называя это (перцептуальный)
или может ограничить восприятие, не обеспечивая названия (ярлыки) для
определенных аспектов опыта.
Стирание - универсальный процесс человеческого моделирования, который
препятствует осо-164- знанию видов опыта. Основной функцией мозга и
центральной нервной системы является фильтровка наибольшего сенсорного
ввода, чтобы мы могли перейти к нашим различным действиям без перерыва.
В языке стирание является процессом упрощения репрезентацией глубокой
структуры, путем оставления вещей в поверхностной структуре.
Стресс - важный фактор при определении, как человек будет реагировать
в определенной ситуации. Стресс часто заставляет человека "отступить"