поразмышлять о том, как этот неврологический механизм мог бы влиять на
наш опыт изучения мира в более широком масштабе. Ноам Хомский, цитируя
Виктора Шкловского, пишет: "Люди, жи- -27- вущие на берегу моря, - ро-
дятся и вырастают, совершенно не замечая и не слыша шума волн, настолько
они привыкают к нему. По этой же причине мы едва слышим слова, которые
произносим... мы смотрим друг на друга, но мы уже не видим друг друга.
Наше восприятие мира стерлось; все что осталось, это только узнавание".
Мы получаем опыт различными способами через наши сенсорные системы.
Кинофильмы, которые в действительности представляют собой быстро мелька-
ющие слайды, создают имитацию движения. Мы можем испытать сильные эмоци-
ональные чувства, находясь в кинотеатре, смотря и слушая фильм. Очень
важно понять, что те же самые возможности и неврологические процессы,
которые дают нам приятный опыт, иногда причиняют боль путем ограничения
наших восприятий и нашей способности адекватно реагировать на окружающую
среду.
Рис. 10
-28-
Так как дискуссия по этим , процессам продолжается, я надеюсь проде-
монстрировать, что существует определенная закономерность того, как люди
воспринимают окружающий мир и как они, создают модели этого восприятия.
Эти закономерности могут повысить эффективность общения с себе подобны-
ми. Наблюдение и использование этих закономерностей позволяет нам предс-
казывать и влиять на поведение окружающих нас людей. Мы можем помочь им
сделать правильный выбор, который обогатит их восприятие окружающего ми-
ра.Рисунок 10 показывает первый шагов формировании наших моделей мира.
Первичный опыт фильтруется посредством наших сенсорных органов (невроло-
гические ограничения) и "трансформируется" в неврологическую модель,
включающую четыре основных параметра: видение, ощущение, звук, запах и
вкус. Следуя модели, предложенной Бэндлером и Гриндером(8), они, соот-
ветственно, обозначаются: V - видение, K - чувства, A - звуки и O, G -
запах и вкус. Для каждого момента существует один полный "набор" этих
опытов. Каждый из наборов называется кортеж 4.
Социальные ограничений
Несколько иначе мы создаем различия в наших моделях из-за социальных
ограничений. Этот фильтр может считаться вторым уровнем в процессе пост-
роения модели, идущим сразу же после неврологических ограничений. Основ-
ным примером социальных ограничений является язык, который работает в
наших моделях мира в двух главных и, очевидно, противоположных направле-
ниях. Одно направление - это расширить, а другое - это ограничить наше
восприятие мира вокруг нас. Язык осуществляет это путем кодирования
воспринимаемого феномена в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь вы-
делить смысл из опыта (9). Например, эскимосы имеют семьдесят различных
слов для выражения понятия снег(10) -Они способны дать различные толко-
вания -29- относительно качества и структуры снега, что, конечно же, за
пределами возможности большинства индивидуумов остального мира. Вполне
очевидно, что это в значительной степени способствует выживанию культуры
эскимосов. Это глубоко укоренившееся социальное ограничение, проявляюще-
еся в языке эскимосов, расширяет их модели мира, включая восприятия, не-
доступные для наблюдения людям с другим лингвистическим фоном. Встреча-
ется интересный феномен, когда кто-то начинает бегло говорить на языке,
отличающем от его родного языка.
Дж. Самуэль, Бойс, главный специалист по семантике, пишет в "Ис-
кусстве осознания"; "Я не вижу те же вещи, не наблюдаю те же события,
когда я перехожу с моего французского на мой английский мозг". Он про-
должает: "Изменение моего языка изменяет меня как наблюдателя, изменяет
мой мир в то же время".
Рисунок 11 показывает, как языковый компонент
Рис. 11
добавляется в кортеж 4. Это или выделяет определенные аспекты невро-
логической модели, или стирает, или искажает ее. Языковый компонент мо-
жет -30- улучшить восприятие, как это было у эскимосов. Даже если я мог
бы стоять рядом с эскимосом и смотреть на снег, мы не "увидели" бы одно
и то же, так как наши модели мира различны. Это же справедливо для инди-
видов, которые приходят на лечение. Правильно оценивая их язык, мы можем
понять, что у них ограничено или искажено восприятие мира. Зная это, мы
можем помочь им изучить новые методы, с помощью которых они изменят
собственную