Байрон А. Люис, Р. Френк Пуселик

NLP Магия Нейролигвистического программирования бе

бы

поразмышлять о том, как этот неврологический механизм мог бы влиять на

наш опыт изучения мира в более широком масштабе. Ноам Хомский, цитируя

Виктора Шкловского, пишет: "Люди, жи- -27- вущие на берегу моря, - ро-

дятся и вырастают, совершенно не замечая и не слыша шума волн, настолько

они привыкают к нему. По этой же причине мы едва слышим слова, которые

произносим... мы смотрим друг на друга, но мы уже не видим друг друга.

Наше восприятие мира стерлось; все что осталось, это только узнавание".

Мы получаем опыт различными способами через наши сенсорные системы.

Кинофильмы, которые в действительности представляют собой быстро мелька-

ющие слайды, создают имитацию движения. Мы можем испытать сильные эмоци-

ональные чувства, находясь в кинотеатре, смотря и слушая фильм. Очень

важно понять, что те же самые возможности и неврологические процессы,

которые дают нам приятный опыт, иногда причиняют боль путем ограничения

наших восприятий и нашей способности адекватно реагировать на окружающую

среду.

Рис. 10

-28-

Так как дискуссия по этим , процессам продолжается, я надеюсь проде-

монстрировать, что существует определенная закономерность того, как люди

воспринимают окружающий мир и как они, создают модели этого восприятия.

Эти закономерности могут повысить эффективность общения с себе подобны-

ми. Наблюдение и использование этих закономерностей позволяет нам предс-

казывать и влиять на поведение окружающих нас людей. Мы можем помочь им

сделать правильный выбор, который обогатит их восприятие окружающего ми-

ра.

Рисунок 10 показывает первый шагов формировании наших моделей мира.

Первичный опыт фильтруется посредством наших сенсорных органов (невроло-

гические ограничения) и "трансформируется" в неврологическую модель,

включающую четыре основных параметра: видение, ощущение, звук, запах и

вкус. Следуя модели, предложенной Бэндлером и Гриндером(8), они, соот-

ветственно, обозначаются: V - видение, K - чувства, A - звуки и O, G -

запах и вкус. Для каждого момента существует один полный "набор" этих

опытов. Каждый из наборов называется кортеж 4.

Социальные ограничений

Несколько иначе мы создаем различия в наших моделях из-за социальных

ограничений. Этот фильтр может считаться вторым уровнем в процессе пост-

роения модели, идущим сразу же после неврологических ограничений. Основ-

ным примером социальных ограничений является язык, который работает в

наших моделях мира в двух главных и, очевидно, противоположных направле-

ниях. Одно направление - это расширить, а другое - это ограничить наше

восприятие мира вокруг нас. Язык осуществляет это путем кодирования

воспринимаемого феномена в слова, которыми манипулирует ум, пытаясь вы-

делить смысл из опыта (9). Например, эскимосы имеют семьдесят различных

слов для выражения понятия снег(10) -Они способны дать различные толко-

вания -29- относительно качества и структуры снега, что, конечно же, за

пределами возможности большинства индивидуумов остального мира. Вполне

очевидно, что это в значительной степени способствует выживанию культуры

эскимосов. Это глубоко укоренившееся социальное ограничение, проявляюще-

еся в языке эскимосов, расширяет их модели мира, включая восприятия, не-

доступные для наблюдения людям с другим лингвистическим фоном. Встреча-

ется интересный феномен, когда кто-то начинает бегло говорить на языке,

отличающем от его родного языка.

Дж. Самуэль, Бойс, главный специалист по семантике, пишет в "Ис-

кусстве осознания"; "Я не вижу те же вещи, не наблюдаю те же события,

когда я перехожу с моего французского на мой английский мозг". Он про-

должает: "Изменение моего языка изменяет меня как наблюдателя, изменяет

мой мир в то же время".

Рисунок 11 показывает, как языковый компонент

Рис. 11

добавляется в кортеж 4. Это или выделяет определенные аспекты невро-

логической модели, или стирает, или искажает ее. Языковый компонент мо-

жет -30- улучшить восприятие, как это было у эскимосов. Даже если я мог

бы стоять рядом с эскимосом и смотреть на снег, мы не "увидели" бы одно

и то же, так как наши модели мира различны. Это же справедливо для инди-

видов, которые приходят на лечение. Правильно оценивая их язык, мы можем

понять, что у них ограничено или искажено восприятие мира. Зная это, мы

можем помочь им изучить новые методы, с помощью которых они изменят

собственную