здесь. Они являются непосредственным результатом личного опыта.
Если брать их в целом, они есть то, что составляет исторический фон че-
ловека.
Индивидуальные ограничения основываются как на неврологических, так и
на социальных ограничениях - двух основополагающих фильтрах опыта, По
мере того как человек продолжает процесс создания и модификации своей
модели мира, индивидуальные ограничения все больше начинают принимать
участие в формировании его систем веры и ценностей. Они играют важную
роль в том, что составляет "розовое" в "розовых очках" человека. Частич-
но личная история объясняет, почему молодежь в гетто имеет гораздо
меньшую вероятность набрать столько же баллов на тесте интеллекта Стар-
форда - Байнета, чем выходцы из семейств "высшего общества". Эти ограни-
чения являются одной из причин разницы в баллах, при использовании таких
тестов, как Многоэтапная проверка интеллекта личности в Миннесоте.
Очень важной для нашего понимания индивидуальных моделей мира являет-
ся концепция внутренних раздражителей. Как уже указывалось, выше, для
каждого момента времени мы создаем кортеж 4 - нашего опыта. Он включает
в себя параметры визуального опыта (V), чувства, состоящие из тактильно-
го, проприоцептивного и соматического опыта (K), звукового опыта (A), а
также запаха и вкуса, известных как обонятельный и вкусовой опыт (O, G).
У нас также имеется огромная коллекция на- -34- копленных впечатлении,
называемых воспоминаниями. Этими воспоминаниями можно манипулировать,
реорганизовывать в то, что мы обычно называем "мышление". Мышление явля-
ется процессом синтетическим. Это экстраполяция и перераспределение ра-
нее полученной информации, в результате чего формируются новые впечатле-
ния, новый опыт.
В любое время возможно заменить синтезированные элементы опытами, ос-
нованными на сенсорике в кортеже 4. Другими словами, в любой момент че-
ловек может испытать комбинации картин, образов, чувств, звуков, запахов
и вкуса внутреннего происхождения наряду с раздражителями внешнего про-
исхождения. Запах рождественской елки, например, проистекает из внешнего
окружения. Однако он может мгновенно вызвать визуальные воспоминания,
чувства и звуки внутреннего происхождения, ассоциируемые именно с этим
запахом. Эти синтезированные элементы в кортеже - 4 основаны на предыду-
щих впечатлениях и опыте человека в течение его прошлой личной истории в
сочетании с различными желаниями и нуждами момента. Синтетический опыт
также подвержен универсальным
Рис. 13. Внутренний опыт (впечатление)
-35- процессам моделирования (обобщению, стиранию и искажению).
"Эмоционально нагруженный" опыт и впечатления часто проявляются с по-
мощью реплик во внешнем окружении. Они могут быть приятными, как в вы-
шеприведенном примере, так и уничтожающими.
Рисунок 13 показывает кортеж 4, проходящий через индивидуальный
фильтр. Именно здесь в формировании опыта (восприятия одного момента во
времени), человек прибавляет синтезированные элементы к кортежу 4. Мо-
дель показывает как эти опыты (впечатления) внутреннего происхождения
едут "верхом" на кортеже 4. Для каждого элемента в кортеже 4 человек
осознает только один аспект, внутренний или внешний опыт, а не оба од-
новременно. Важно также отметить, что, хотя всегда будет ввод из внешне-
го окружения (кроме "случаев неврологических повреждений, таких как сле-
пота), совсем не обязательно, чтобы был ассоциированный опыт внутреннего
происхождения для каждого элемента в кортеже 4. Для простоты моделью
представляемая ниже, показывает полный набор синтезированных опытов
(впечатлений) верхом на внешнем кортеже 4.
Как мы увидим из последующих глав, люди могут систематически стирать
один определенный элемент из своих кортежей 4. Способность врача обнару-
живать и использовать этот вид информации при работе с индивидом может
значительно ускорить процесс лечения и изменения к лучшему.
Как показывает рисунок 14 кортежи 4, в конце концов собираются в ко-
робке памяти. Являясь хранилищем для всех видов опыта, она представляет
нашу личную историю, нашу сложную модель мира. Это собрание разного опы-
та делает много для формирования нашего мышления и для нашего восприятия
окружающего мира. Информация для синтетических видов опыта в этой упро-
щенной схеме идет из коробки памяти через канал памяти. Эта информация
может