Субба Роу

Арийско-Архатские эзотерические учения о семерично

это ПРОСТРАНСТВО, как

говорят тибетцы; пространство, наполненное какой-либо субстанцией или вовсе не

заполненное ей; то есть, субстанцией столь неуловимой, что она постижима лишь

метафизически. Тогда брахма был бы зародышем, брошенным в почву этого поля, а шакти

-- той таинственной энергией или силой, которая развивает этот зародыш, и которую

буддийские архаты Тибета называют -- ФОХАТ. "То, что мы называем формой (рупа) не

отличается от того, что мы называем пространством (шуньята)... Пространство не

отличается от формы. форма -- это то же самое, что и пространство; пространство -- то же

самое, что и форма. То же самое и для остальных скандх, будь то ведана или самджня, или

самскара, или виджняна, они есть то же самое, что и их противоположности"... (Книга

"Син-кинг", или Сутра сердца. Китайский перевод Махапраджняпарамитахридайя сутры.

Глава об "Авалокитешваре", или проявленном Будде.) Таким образом, доктрины ариев и

тибетских архатов совершенно согласны по существу, различаясь лишь в придаваемых

названиях и способах выражения; это различие происходит из того факта, что

ведантистские брахманы верят в Парабрахман, обожествляющую силу, хотя бы она и

могла бы быть безличной, в то время как буддисты полностью отвергают ее.

* См. "Комментарии", п. IV.

* Совершенно верно -- с точки зрения арийского эзотеризма и "Упанишад"; и совсем не

так -- в случае архатской, или тибетской эзотерической, доктрины; и, насколько нам

известно, это единственная несогласовка между этими двумя учениями. Это

несоответствие совершенно незначительно и основывается, так сказать, лишь на двух

различных методах рассмотрения одного и того же предмета в двух различных аспектах. --

См. "Комментарии", п. IV.

* Безличный Парабрахман таким образом преобразуется или обособляет себя в виде

личной "дживатмы", или личного бога любого человеческого создания. Это опять-таки

отличие, которое становится необходимым в результате брахманической веры в Бога,

личного или безличного, в то время как буддийские архаты полностью отвергают эту

идею, не признавая никакого божества, отдельного от человека. См. "Комментарии", п. V.

* Это также созвучно буддийской философии, где обсуждаемая трансформация известна

как изменение скандх.

* В арийской доктрине, которая смешивает воедино брахман, шакти и пракрити, это

четвертый принцип; в буддийском эзотеризме -- это второй в комбинации с первым.

* Согласно буддистам, в акаше заключена та вечная, потенциальная энергия, чьим

назначением является развить из самой себя все видимые вещи.

* Теософы никогда не делали этого, как мы это показали. Но так как "Фрагменты"

написаны на английском, языке, в котором нет такого изобилия метафизических терминов,

чтобы выразить каждое мгновенное изменение формы, субстанции и состояния, какое мы

находим в санскрите, было сочтено бесполезным лишний раз запутывать западного

читателя, который не обучен методам восточного выражения мыслей, -- что более чем

необходимо при столь тонком различии между особыми техническими терминами. Так как

"пракрити в своем первичном состоянии есть акаша", и шакти "является атрибутом

АКАШИ", то становится очевидным, что для непосвященного все это одно и то же.

Поистине, говорить о "соединении брахмана и пракрити" вместо "брахмана и шакти", --

это не хуже, чем для теиста написать, что "человек произошел благодаря комбинации духа

и материи", тогда как его слова, выраженные в ортодоксальной форме, следовало бы

читать так: "человек, как живая душа, был сотворен силой (или дыханием) БОГА из

вещества".

* То есть, арийская акаша -- это другое название буддийского ПРОСТРАНСТВА (в его

метафизическом смысле).

* Высший адепт.

* Словами гатхи из "Махапаринирвана-сутры",

"Мы достигли состояния Покоя

За пределами любого человеческого знания".

* Как М. А. (Оксон) вскоре убедится, спиритуалисты имеют еще меньше шансов на

признание своих притязаний со стороны брахманических оккультистов, чем со стороны

буддистов.

* Арийская и архатская доктрины совершенно согласны в этом вопросе. Это учение и

сопровождающие его аргументы во всех отношениях являются такими же, как и у

буддийского Гималайского братства.

* Мы полностью разделяем это мнение.

* Горный хребет Гангдишри известен также как Тиссе-Гангри и хребет Кайлас. Он