это ПРОСТРАНСТВО, как
говорят тибетцы; пространство, наполненное какой-либо субстанцией или вовсе не
заполненное ей; то есть, субстанцией столь неуловимой, что она постижима лишь
метафизически. Тогда брахма был бы зародышем, брошенным в почву этого поля, а шакти
-- той таинственной энергией или силой, которая развивает этот зародыш, и которую
буддийские архаты Тибета называют -- ФОХАТ. "То, что мы называем формой (рупа) не
отличается от того, что мы называем пространством (шуньята)... Пространство не
отличается от формы. форма -- это то же самое, что и пространство; пространство -- то же
самое, что и форма. То же самое и для остальных скандх, будь то ведана или самджня, или
самскара, или виджняна, они есть то же самое, что и их противоположности"... (Книга
"Син-кинг", или Сутра сердца. Китайский перевод Махапраджняпарамитахридайя сутры.
Глава об "Авалокитешваре", или проявленном Будде.) Таким образом, доктрины ариев и
тибетских архатов совершенно согласны по существу, различаясь лишь в придаваемых
названиях и способах выражения; это различие происходит из того факта, что
ведантистские брахманы верят в Парабрахман, обожествляющую силу, хотя бы она и
могла бы быть безличной, в то время как буддисты полностью отвергают ее.
* См. "Комментарии", п. IV.
* Совершенно верно -- с точки зрения арийского эзотеризма и "Упанишад"; и совсем не
так -- в случае архатской, или тибетской эзотерической, доктрины; и, насколько нам
известно, это единственная несогласовка между этими двумя учениями. Это
несоответствие совершенно незначительно и основывается, так сказать, лишь на двух
различных методах рассмотрения одного и того же предмета в двух различных аспектах. --
См. "Комментарии", п. IV.
* Безличный Парабрахман таким образом преобразуется или обособляет себя в виде
личной "дживатмы", или личного бога любого человеческого создания. Это опять-таки
отличие, которое становится необходимым в результате брахманической веры в Бога,
личного или безличного, в то время как буддийские архаты полностью отвергают эту
идею, не признавая никакого божества, отдельного от человека. См. "Комментарии", п. V.
* Это также созвучно буддийской философии, где обсуждаемая трансформация известна
как изменение скандх.
* В арийской доктрине, которая смешивает воедино брахман, шакти и пракрити, это
четвертый принцип; в буддийском эзотеризме -- это второй в комбинации с первым.
* Согласно буддистам, в акаше заключена та вечная, потенциальная энергия, чьим
назначением является развить из самой себя все видимые вещи.
* Теософы никогда не делали этого, как мы это показали. Но так как "Фрагменты"
написаны на английском, языке, в котором нет такого изобилия метафизических терминов,
чтобы выразить каждое мгновенное изменение формы, субстанции и состояния, какое мы
находим в санскрите, было сочтено бесполезным лишний раз запутывать западного
читателя, который не обучен методам восточного выражения мыслей, -- что более чем
необходимо при столь тонком различии между особыми техническими терминами. Так как
"пракрити в своем первичном состоянии есть акаша", и шакти "является атрибутом
АКАШИ", то становится очевидным, что для непосвященного все это одно и то же.
Поистине, говорить о "соединении брахмана и пракрити" вместо "брахмана и шакти", --
это не хуже, чем для теиста написать, что "человек произошел благодаря комбинации духа
и материи", тогда как его слова, выраженные в ортодоксальной форме, следовало бы
читать так: "человек, как живая душа, был сотворен силой (или дыханием) БОГА из
вещества".
* То есть, арийская акаша -- это другое название буддийского ПРОСТРАНСТВА (в его
метафизическом смысле).
* Высший адепт.
* Словами гатхи из "Махапаринирвана-сутры",
"Мы достигли состояния Покоя
За пределами любого человеческого знания".
* Как М. А. (Оксон) вскоре убедится, спиритуалисты имеют еще меньше шансов на
признание своих притязаний со стороны брахманических оккультистов, чем со стороны
буддистов.
* Арийская и архатская доктрины совершенно согласны в этом вопросе. Это учение и
сопровождающие его аргументы во всех отношениях являются такими же, как и у
буддийского Гималайского братства.
* Мы полностью разделяем это мнение.
* Горный хребет Гангдишри известен также как Тиссе-Гангри и хребет Кайлас. Он