говорите, неразрушима, и ее деятельность просто переносится во время смерти в другую конфигурацию
атомов, образуя другой организм. Но она не называется словом дживатма в нашей философии. Термин
дживатма обычно применяется нашими философами к седьмому принципу, когда он отличается от
Параматмы или Парабрахмана.*
V. Брахман и пракрити -- это в нашей арийской философии соответствует вашему пятому принципу,
названному физическим умом. Согласно нашим философом, это сущность, в которой располагается и имеет
свое основание то, что называется разумом. Это наиболее трудный для объяснения принцип, и наша дискуссия
целиком посвящена тому представлению, которого мы придерживаемся в данном вопросе.
Что же такое разум? Это таинственное нечто, которое рассматривается как местопребывание сознания --
чувств, эмоций, желаний и мыслей. Психологический анализ показывает, что это, по всей видимости,
скопление ментальных состояний и их способностей, связанных посредством того, что мы именуем памятью,
которое считается существующим обособленно от любых своих ментальных состояний или представлений. Но
в какой же сущности имеет это таинственное нечто свое потенциальное и действительное существование?
Память и надежда, которые, так сказать, составляют подлинное основание того, что мы называем
индивидуальностью, или аханкара, должны иметь где-то место своего существования. Современные
европейские психологи обычно говорят, что местоположением разума является материальная субстанция
мозга, и что прошлые субъективные переживания, которые можно воспроизвести благодаря памяти, и
которые в своей сумме составляют то, что называется индивидуальностью, существуют там в виде некоторых
непостижимых таинственных отпечатков или изменений в нервах и нервных центрах полушарий головного
мозга. Поэтому они говорят, что разум -- индивидуальный разум -- разрушается тогда, когда разрушается тело;
потому не может быть никакого посмертного существования.
Однако имеются некоторые факты, признанные этими философами, которых нам достаточно, чтобы
опровергнуть их теорию. В каждой из частей человеческого тела происходит постоянное изменение. Каждая
ткань, каждое мышечное волокно и каждое нервное окончание или нервный узел в мозгу подвержены
непрестанному изменению. В течение всей жизни человека может произойти серия полных преобразований
вещества его мозга. Тем не менее, память о его прошлых ментальных состояниях остается неизменной. Могут
произойти добавления новых субъективных переживаний, а некоторые ментальные состояния могут быть
полностью позабыты, но никакое индивидуальное ментальное состояние не изменяется. Личное чувство
индивидуальности остается тем же самым во всех этих постоянных изменениях мозгового вещества.* Оно
способно пережить все подобные метаморфозы, и оно может также пережить полное разрушение
материальной субстанции мозга.
Эта индивидуальность, возникающая из ментального сознания, существует, согласно нашим философам, в
оккультной силе, которая, так сказать, проводит регистрацию всех наших ментальных впечатлений. Сама эта
сила неразрушима, хотя из-за воздействия некоторых противоположных причин ее впечатления могут с
течением времени частично или полностью стираться.
В этой связи я могу отметить, что наши философы связывали семь оккультных сил с семью принципами, или
сущностями, упомянутыми выше. Эти семь оккультных сил в микрокосме соответствуют оккультным силам в
макрокосме, или являются их двойниками. Ментальное, или духовное, сознание индивидуума становится
общим сознанием брахмана, когда полностью преодолен барьер индивидуальности, и семь сил в микрокосме
приведены en rapport [в гармонию] с семью силами в макрокосме.
Нет ничего особенно странного в силе, или шакти, несущей в себе отпечатки ощущений, идей, мыслей или
других субъективных переживаний. Это общеизвестный факт, что электрический, или магнитный, ток может
передавать неким таинственным образом отпечатки звука или речи со всеми их индивидуальными
особенностями; так же, вам хорошо известно, что я могу передать вам мои мысли посредством передачи
энергии или силы.
Этот пятый принцип представляет в нашей философии разум, или, если выразиться более корректно,
вышеописанную силу, впечатления о ментальных состояниях в ней и принцип индивидуальности, или
аханкара, порожденный их совместным действием. Этот принцип называется в вашей статье просто
физическим умом. Я не знаю, что на самом деле означает это выражение.