Оно может обозначать ум, который
существует в очень слаборазвитом состоянии у низших животных. Разум может находиться на различных
уровнях развития, от самых низших форм органической жизни, когда вряд ли можно точно опознать признаки
его существования и деятельности, до человека, в котором он достигает высшего состояния своего развития.
В самом деле, начиная с первого появления жизни* до турия авастха, или нирванического состояния,
продолжается этот прогресс. Мы восходим от этого принципа к седьмому с совершенно недоступной
восприятию постепенностью. Но в ходе прогресса распознаются четыре уровня, на которых происходят
наиболее характерные изменения, и которые поэтому привлекают внимание наблюдателя. Это следующие
четыре уровня:
1) на котором появляется жизнь (четвертый принцип);
2) на котором существование разума становится воспринимаемым вместе с жизнью;
3) на котором достигается высшее состояние мысленной абстракции и начинается духовное сознание;
4) на котором духовное сознание исчезает, оставляя седьмой принцип в завершенном состоянии нирваны, или
обнаженности.
Согласно нашим философам, обсуждаемый пятый принцип предназначен представлять разум в любом
возможном состоянии развития, от второго до третьего уровня.
VI. Брахман и шакти -- этот принцип соответствует вашему "духовному уму". Это, на самом деле, буддхи (я
использую слово буддхи не в его обычном значении, но в том смысле, в котором оно используется нашими
древними философами); другими словами, это место, где находится бодха или атмабодха. Тот, кто обладает
атмабодхой во всей ее целостности, является буддой. Буддисты знают очень хорошо, что означает этот
термин. Этот принцип описывается в вашей статье как некая сущность, созданная комбинацией брахмана и
пракрити. Я опять-таки не понимаю, в каком особенном смысле использовано слово пракрити в этой связи.
Согласно нашим философам, это сущность, возникающая из соединения брахмана и шакти. Я уже объяснил,
какое значение придают наши философы словам пракрити и шакти.
Я утверждаю, что пракрити в своем первичном состоянии является акашей.*
Если теософы рассматривают акашу как шакти или силу,* тогда мое утверждение в отношении конечного
состояния пракрити должно вероятно породить путаницу и недоразумение, если я не объясню разницу между
акашей и шакти. Акаша -- это, собственно говоря, не венец астрального света, и она сама по себе не
составляет никакую из шести первичных сил. Но, говоря в общем, когда бы не создавался какой-либо
феноменальный результат, шакти действует в согласии с акашей. И, кроме того, акаша служит как основа,
или адхиштхана, для переноса силовых потоков и для формирования силовых взаимосвязей.*
В "Мантрашастре" буква "Ха" представляет акашу, и вы обнаружите, что этот звук входит в большинство
священных формул, предназначенных для того, чтобы создавать феноменальные результаты. Но сам по себе
он не представляет никакую шакти. Если вам угодно, то вы можете называть шакти атрибутом акаши.
Я не понимаю того, что в отношении природы этого принципа может в действительности существовать какая-
либо разница в мнениях между буддистами и брахманическими философами.
Буддийские и брахманические посвященные знают очень хорошо это таинственное круглое зеркало,
состоящее из двух полусфер, которые отражают лучи, исходящие от "неопалимой купины" и пылающей
звезды, -- духовное солнце, сверкающее в ЧИДАКАСАМЕ.
Духовные впечатления, составляющие этот принцип, существуют в некой оккультной силе, связанной с
обсуждаемой сущностью. На самом деле, последовательные воплощения Будды означают последовательные
перемещения этой таинственной силы или впечатлений, содержащихся в ней. Этот перенос возможен лишь в
том случае, когда махатма,* который переносит эту силу, полностью отождествил себя с седьмым
принципом, уничтожив свою аханкару и спалив ее в ЧИДАГНИКУНДУМЕ, преуспев в согласовании своих
мыслей с вечными законами природы и став ее соратником. Или, если выразить это другими словами, когда он
достиг состояния нирваны, состояния окончательного отрицания, отрицания индивидуального или
обособленного существования.*
VII. Атма -- эманация из абсолюта, соответствующая седьмому принципу. В отношении этой сущности
положительно не существует никакой разницы во взглядах между тибетскими буддийскими адептами и
нашими древними риши.
Теперь мы должны обсудить вопрос о том, какие из этих сущностей могут появиться после