смерти
индивидуума в комнатах для сеансов и производить так называемые спиритуалистические феномены.
Но означает ли в полной мере утверждение спиритуалистов о том, что "бесплотные духи" определенных
человеческих существ появляются в комнатах для сеансов, то, что сущность, появившееся таким образом,
несет на себе отпечаток некоторой определенной индивидуальности?
Так оно и есть, но сперва мы должны выяснить, в какой из сущностей, или сущностях, пребывает
индивидуальность. Очевидно, она существует в особом отделе тела, и в его субъективных переживаниях
(называемых в целом его разумом). После смерти индивидуума его тело разрушается; его лингашарира
распадается, связанная с ней сила смешивается с потоком соответствующих сил в макрокосме. Сходным
образом, третий и четвертый принципы смешиваются со своими соответствующими силами. Эти сущности
могут снова войти в состав других организмов. Так как эти сущности не несут в себе никаких отпечатков
индивидуальности, спиритуалисты не имеют права говорить, что "бесплотные духи" человеческих существ
появляются в комнатах для сеансов, когда бы какие-либо из этих сущностей не появлялись там. На самом деле,
они не имеют способов определить, что они принадлежали к какому-либо определенному индивидууму.
Таким образом, мы можем лишь предположить, что какие-либо из последних трех сущностей появляются в
комнатах для сеансов, чтобы либо рассмешить, либо дать совет спиритуалистам. Возьмем три примера
индивидуумов и посмотрим, что стало с этими тремя принципами после смерти:
1) некто, в ком духовные привязанности имеют большую силу, чем материальные;
2) некто, в ком духовные устремления существуют, но имеют, преимущественно, вторичное значение для него,
а его материальные интересы занимают большую часть его внимания;
3) некто, в ком не существует никаких духовных стремлений, тот, чье духовное эго умерло или, по его
представлению, не существует.
Нам не нужно рассматривать в этой связи случай совершенного адепта. В первых двух случаях, согласно
нашему предположению, духовные и ментальные переживания существуют вместе; когда существует
духовное сознание, осознается существование седьмого принципа, и оно поддерживает его связь с пятым и
шестым принципами. Но существование материальных привязанностей создает необходимость пунарджанмы,
причем последняя обозначает эволюцию новой конфигурации объективных и субъективных переживаний,
составляющую новую комбинацию окружающих обстоятельств или, другими словами, новый мир. Период
между смертью и следующим рождением занят приготовлениями, необходимыми для эволюции этих новых
переживаний. В течение периода инкубации, как вы называете его, дух никогда не будет по своей собственной
воле появляться в этом мире, и не может появиться таким образом.
В этой вселенной существует великий закон, который состоит в сведении субъективных переживаний к
объективным феноменам и в эволюции первых из последних. Другими словами это называется --
"циклической необходимостью". Человек подвержен этому закону, если он не остановил и не уравновесил
обычную участь, или судьбу, и он может избежать его контроля над собой лишь полностью подчинив все свои
мирские привязанности. Новая комбинация внешних условий, в которые он попадет в дальнейшем, может
быть лучше или хуже той, в которой он жил. Но вы можете быть уверены, что в своем движении к новому
миру он никогда не остановится для того, чтобы оглянуться на своих друзей-спиритуалистов.*
В третьем из вышеприведенных случаев, по нашему предположению, не существует никакого осознания
духовного сознания или духа. Так как они не существуют в той мере, в какой это его касается. Нечто подобное
происходит с телесным органом, который отвечает за какую-либо способность, не используемую в течение
длительного времени. Тогда он практически перестает существовать.
Эти сущности остаются с ним или в его ведении, когда они отмечены печатью осознания. Если этого не
происходит, вся его индивидуальность концентрируется в его пятом принципе. И после смерти этот пятый
принцип является единственным представителем обсуждаемого индивидуума.
Но сам он не может развить для себя новый набор объективных переживаний, или, если выразить это другими
словами, у него нет пунарджанмы. Это та сущность, которая может появиться в комнатах для сеансов, но
совершенно абсурдно называть ее бесплотным духом.* Это просто сила, сохраняющая отпечатки мыслей или
представлений