Вудуизм и магия гораздо старше, чем Пан. Мало кто из ученых станет спорить с тем, что вудуизм и магия - ровесники известного нам человечества. И если Африка - Мать нашей цивилизации, то Вуду - Мать всех наших религий.
Цивилизация гибнет?
Среди ужаса и хаоса Зла в Мегаполисе зарождается новая порода людей. Они вскормлены смесью старого и нового - высокой технологии и древних верований. Они создают компьютерные программы днем и занимаются магией ночью. Есть среди них и вудуисты. Некоторые из практикующих вуду были с детства воспитаны в этой традиции. Другие родились белыми и приняли вудуизм и магию в качестве своей новой религии. Днем они изучают физику, а ночью практикуют вудуизм или, как некоторые это называют, занимаются "черной магией". Мы называем этих людей вуду-техами. Другие называют их сатанистами.
У Рашке и ему подобных есть о чем волноваться, но это не Сатана. Они совершенно правы, когда боятся гибели своей цивилизации. Их цивилизация гибнет - ну и что? Без сомнения, древние греки тоже приходили в ужас, когда видели знаки гибели. И римляне. И африканцы, когда белые вторглись в их страны.
Мы, кажется, не осознаем, что любая изменяющаяся или гибнущая цивилизация рассматривает свою гибель как зло. Любая группа людей считает себя лучшими, избранными. Евреи слишком много распространялись о том, что они - избранный народ; Гитлер пытался уничтожить их, потому что считал, что это его народ - избранный.
То, что гибель цивилизации - или, точнее, трансмутация одной цивилизации в другую - связана с разрушением, не должно бы, по идее, удивлять Рашке или кого бы то ни было. Верить в то, что перемены суть зло, значит, не понимать ни истории, ни даже психологии.
Перекладывая вину на кого-то, мы получаем иллюзорное ощущение силы перед лицом неудачи. Когда что-то идет не так, мы сразу же начинаем искать виноватого. И делаем мы это для того, чтобы восстановить свое ощущение силы, потерянное вследствие неудачи. Причем имя "дьявола" дается не только другому Богу - оно дается и его поклонникам.
Вуду и кризис современной цивилизации
Оказавшись перед угрозой гибели старой цивилизации, христиане вернулись к "духовной", но более жестокой форме своей религии. (Я бы, кстати, поспорил о духовных качествах современных христиан: их религиозный пыл, на мой взгляд, - это скорее фанатизм и ненависть к инакомыслящим, чем духовность.) Новый христианин - человек счастливый. В каждом изменении обстоятельств, в каждом событии он видит знак скорого Второго Пришествия и уничтожения врагов. Чтобы доказать истинность своих догм, христианство нуждается в насилии, хаосе и разброде. Без Сатаны, Армагеддона, смерти и разрушения вся эта религия становится обманом. Но ведь разрушение и насилие постоянно происходит независимо от пророчеств - такова природа человека.
Подобный возврат к ортодоксии произошел и у евреев. Нынешняя популярность халахического (т.е. консервативного. Халаха - еврейский религиозный закон) и мистического иудаизма, несомненно, свидетельствует о "поиске корней". Поиском корней занялись многие люди после того, как бунт 60-х годов закончился поражением.
По мере того, как умирает старая католическая церковь, христианство лишается последних следов духовности. Это особенно губительно сказывается на среднем классе, которому и от материализма, и от религии всегда достается все самое худшее.
Именно эти люди, а особенно их дети, чаще всего обращаются к экзотическим религиям, в частности, восточным - буддизму и индуизму. В последнее время к этим религиям прибавилось вуду.
Когда органическая религия - такая, как вуду, - сочетается с высокой технологией, она обретает новое качество (и новые проблемы).
Современный мир уже не предлагает молодежи таких возможностей, как всего несколько лет назад. Многие молодые люди, особенно из среднего и "вышесреднего" класса, теперь "засиживаются в гнезде" - долго живут в родительском доме, холостые и безработные.
Содержать собственную семью, зарабатывать быстрый доллар - это уже "не модно". Модно искать смысл жизни. В поисках смысла жизни имея достаточно свободного времени, молодежь начала забавляться не с игрушками для богатых, как их родители, а с игрушками для бедных. Они поняли, что попытки подражать богатым и сильным мира сего не дали их родителям ничего, кроме еще большего рабства. Иначе говоря, войти в средний класс было гораздо легче, чем стать действительно богатыми и сильными. На общественной