заполнил все три могилы.
Из части извести я сделал раствор для побелки, потом взял стремянку и
поставил ее под потолком, сквозь который просочилась кровь. Затем я сжег
почти все предметы из комнаты Марселин, очистив стены, пол и тяжелую мебель.
Также я вымыл аттическую студию, следы и линии, которые вели туда. И все это
время я слышал старую Софи, вопящую в отдалении. Должно быть, дьявол
вселился в это создание, судя по тому, сколь долго продолжался ее крик. Но
она всегда напевала подозрительные вещи. Именно поэтому занятые на полевых
работах негры не испугались и не заинтересовались ею в ту ночь. Я запер
дверь студии и спрятал ключ в своей комнате. Затем я сжег в камине всю свою
испачкавшуюся одежду. К рассвету дом смотрелся вполне нормально, насколько
мог бы решить любой случайный прохожий. Я не осмелился дотронуться до
покрытого мольберта, но запланировал посмотреть на него позже.
Итак, на следующий день возвратились слуги, и я сообщил им, что
молодежь отправилась в Сент-Луис. Никто из полевых рабочих вроде бы не видел
и не слышал ничего особенного, а старая Софонисба прекратила свои вопли с
восходом Солнца. После этого она уподобилась сфинксу и не произносила ни
слова о том, что произошло в ее мрачном сознании накануне днем и ночью.
Позже я сделал ложное заявление о том, что Дени, Марш и Марселин
вернулись в Париж и стали изредка общаться со мной по почте, отправляя
оттуда письма (которые я написал сам, подделав их почерки). В разговорах с
друзьями мне пришлось много лгать или умалчивать о некоторых событиях и
вещах, но я понимал, что люди тайно предполагали, что я что-то скрываю. Я
сфальсифицировал сообщения о смертях Марша и Дени во время войны и позже
сказал, что Марселин ушла в женский монастырь. К счастью, у Марша уже не
было родителей, а его эксцентричные манеры отчуждали его от родственников в
штате Луизиана. Наверное, все сложилось бы намного лучше для меня, если бы я
подчинился здравому смыслу и сжег картину, продал плантацию и вообще
прекратил всякую активную деятельность ввиду своего взбудораженного
перенапрягшегося сознания. Вы видите то, к чему привело мое безумие.
Неурожаи зерновых культур, разошедшиеся один за другим рабочие, дом на грани
полного разрушения, и сам я в качестве отшельника и темы для множества
загадочных баек сельской местности. Никто не ходит здесь после наступления
темноты, да и в любое другое время, и ничего с этим не поделаешь. Именно
поэтому я понял, что вы должны быть чужаком.
А почему я остаюсь здесь? Я не могу полностью раскрыть вам причину
этого. Это слишком близко связано с вещами, находящимися на самом краю
разумной действительности. Возможно, этого бы не случилось, если бы я не
рассмотрел изображение. Я должен был поступить так, как сказал бедный Дени.
Поначалу я твердо намеревался сжечь картину, когда поднялся спустя неделю
после трагедии в запертую студию, но сперва я все же посмотрел - и это все
изменило.
Нет, бесполезно говорить о том, что я видел. Кстати, вскоре вы сами
сможете увидеть это, хотя время и сырость выполнили свою работу. Я не думаю,
что это причинит вам вред, но на меня картина произвела пагубное
воздействие. Я знал слишком многое из того, что это значило.
Дени был прав - картина являла собой самый великий триумф человеческого
искусства со времени Рембрандта, даже будучи незаконченной. Я понял это с
самого начала и осознал, что несчастный Марш выразил этим рисунком свои
главные декадентские принципы. В качестве художника он был тем же, кем был
Бодлер как поэт, - а Марселин была ключом, который размыкал его сокровенную
цитадель гениальности.
Портрет буквально ошеломил меня, когда я снял с него покрывало -
ошеломил прежде, чем я смог понять, чем в целом являлась картина. Ведь это
только отчасти портрет. Марш вполне искренне утверждал, что он нарисовал не
только Марселин, но и то, что он видел сквозь нее и вне нее.
Конечно, она была ключом к картине, но ее фигура образовывала лишь одну
часть во всем изображении. Она была полностью обнажена, кроме той
отвратительной сети волос, обвившихся вокруг нее, и, откинувшись, полулежала
на своего рода скамье или диване, изготовленном в манере, непохожей на любую
известную декоративную традицию. В одной руке она держала кубок чудовищной
формы, из которого