Говард Ф.Лавкрафт

За гранью времен

пересекаясь и расходясь под всевозможными углами, создавали

впечатление математически выверенной композиции и в конечном счете

образовывали все те же странные иероглифы. Гранитные блоки чудовищной

величины, из которых были сложены стены, имели -- судя по линиям стыка --

выпуклую верхнюю часть, идеально подогнанную под вогнутую поверхность

следующего ряда кладки.

В помещении не было стульев или кресел, но широкие пьедесталы были

заняты лежавшими в беспорядке книгами, листами бумаги и тем, что, вероятно,

играло роль письменных принадлежностей -- фигурными кувшинами из фиолетового

металла и стержнями, один конец которых был заострен. Хотя эти огромные

тумбы были выше моего роста, я тем не менее временами получал возможность

как бы взглядывать на них сверху. На некоторых из них стояли большие круглые

сферы из светящихся кристаллов, служивших здесь вместо ламп, и непонятные

механизмы, самыми заметными деталями которых были стекловидные трубки и

длинные металлические рычаги.

Окна были застеклены и забраны решетками из толстых прутьев. Я не

решился приблизиться к ним и выглянуть наружу, но с того места, где я стоял,

были видны верхушки отдельных папоротникообразных растений. Пол был вымощен

массивными восьмиугольными плитами, ковры или портьеры при этом

отсутствовали.

Позднее мне привиделось, будто я медленно передвигаюсь по циклопическим

каменным коридорам, опускаюсь и поднимаюсь наклонными галереями -- лестниц

нигде не было, так же как не было ни одного прохода шириной менее тридцати

футов. Отдельные части зданий, внутри которых я находился, казалось,

поднимались в небо на высоту нескольких тысяч футов.

На разных уровнях я встречал множество темных сводчатых склепов и люков

с никогда не поднимавшимися крышками, опечатанных металлическими полосами и

-- это ощущалось сразу -- скрывавших внизу что-то таинственное и

непередаваемо жуткое.

Я был здесь как будто на положении пленника, и безысходный ужас,

казалось, витал надо всем, на что бы я ни направил свой взор. Я чувствовал,

что издевательски кривляющиеся иероглифы .на стенах несут в себе смертельную

опасность, от которой -- как это ни странно -- одно лишь неведение может

меня уберечь.

Далее мне открывались виды за полукруглыми окнами здания и еще более

широкая перспектива, обозреваемая с его крыши -- огромной плоской крыши с

разбитыми на ней садами и высоким зубчатым парапетом -- на которую я

поднялся по одной из верхних наклонных галерей.

Я увидел бесконечные ряды окруженных садами монументальных строений,

протянувшиеся вдоль мощеных улиц, каждая шириною в добрых двести футов.

Здания сильно отличались одно от другого по внешнему облику, но редко какое

из них не достигало пятисот футов в. поперечнике и тысячи футов в высоту.

Иные простирались на несколько тысяч футов по фасаду, а иные врезались

вершинами в серые пасмурные небеса.

Все это было построено из камня или бетона с использованием того самого

изогнутого типа кладки, что был отмечен мною еще в самом начале. Крыши были

плоскими, часто с небольшими садами на них и почти всегда с зубчатыми

парапетами. Иногда мне попадались на глаза террасы, приподнятые над уровнем

земли открытые площадки и широкие поляны посреди сплошного моря

растительности. На дорогах мне порой удавалось заметить некие признаки

движения, но в ранних своих снах я еще не мог разобраться в этих деталях.

На определенном расстоянии друг от друга стояли грандиозные темные

башни цилиндрической формы, далеко возвышавшиеся над остальными строениями.

В отличие от последних, эти башни имели однотипную конструкцию и казались

намного более древними -- даже при взгляде на них издали возникало ощущение

упадка и медленного разрушения. Они были выложены из прямоугольных

базальтовых глыб и слегка сужались от земли к закругленным верхушкам. Ни в

одной башне не было окон или иных отверстий, кроме огромных дверей внизу. Я

разглядел еще несколько зданий поменьше, также несших на себе печать времени

и по своему архитектурному типу схожих с цилиндрическими башнями. Вокруг

этих угрюмых сооружений как будто концентрировалась атмосфера страха и

скрытой угрозы -- та же самая, что расползалась от запечатанных люков в

нижних этажах дворца.

Разбросанные всюду сады тоже выглядели весьма зловеще