кружащее голову сознание того, сколь древним был этот город и как
далеко зашла в нем мерзость запустения, могла вывести из равновесия любого
мало-мальски чувствительного человека, ведь мы к тому же пережили недавно в
лагере сильное потрясение, а потом -- еще и эти откровения, сошедшие к нам
прямо с покрытых резьбой стен. Стоило только бросить взгляд на хорошо
сохранившиеся барельефы, и все сразу становилось ясно -- недвусмысленные
изображения выдавали страшную тайну. Наивно предполагать, что мы с Денфортом
не догадывались о ней раньше, хотя тщательно скрывали друг от друга свои
догадки, Не оставалось никаких сомнений в том, кем являлись существа,
построившие этот город и жившие в нем миллионы лет назад, в те времена,
когда по земле, в тропических степях Европы и Азии, бродили далекие предки
людей -- примитивные млекопитающие и громадные динозавры.
Раньше мы не теряли надежды и убеждали себя в том, что встречающийся
повсеместно мотив пятиконечия -- всего лишь знак культурного и религиозного
почитания некоего древнего физического объекта, имевшего подобные признаки:
минойская цивилизация на Крите использовала в качестве декоративного
элемента священного быка, египетская -- скарабея, римская -- волчицу и орла,
а дикие, первобытные племена -- разных тотемных животных. Но теперь все
иллюзии отпали, нам предстояло смириться с реальностью, от которой волосы
вставали на голове. Думаю, читатель уже догадался, в чем дело; мне трудно
вывести эти слова на бумаге.
Существа, которые в эпоху динозавров владели этими мрачными замками,
сами динозаврами не являлись. Дело обстояло иначе. Динозавры не так давно
появились на Земле, они были молодыми животными с неразвитым мозгом, а
строители города -- старыми и мудрыми. Камень запечатлел и сохранил следы их
пребывания на Земле, уже тогда насчитывающего почти тысячу миллионов лет:
они построили город задолго до того, как земная жизнь пошла в своем развитии
дальше простых соединений клеток. Более того, они-то и являлись создателями
и властителями этой жизни, послужив прототипами для самых жутких древних
мифов, именно на них робко намекают Пнакотические рукописи и "Некрономикон".
Они назывались Старцами и прилетели на Землю в ту пору, когда планета была
еще молода. Плоть их сформировалась за годы эволюции на далекой планете: они
обладали невероятной, безграничной мощью. Подумать только, ведь мы с
Денфортом всего лишь сутки назад видели их члены, отделенные от тел,
тысячелетия пролежавших во льду, а бедняга Лейк с товарищами, сами того не
ведая, созерцали их подлинный облик...
Невозможно припомнить, в каком порядке собирали мы факты, относящиеся к
этой невероятной главе из истории планеты до появления человека. Испытав
глубокий шок, мы прервали осмотр, чтобы немного прийти в себя, а когда вновь
приступили, занявшись теперь систематическим обследованием, было уже три
часа. Судя по геологическим, биологическим и астрономическим признакам,
скульптурные изображения в доме, где мы первоначально оказались,
принадлежали к относительно позднему времени, им было не более двух
миллионов лет и в сравнении с барельефами более древнего здания, куда мы
перешли по мостику, выглядели просто декадентскими. Этому величественному,
высеченному из цельного камня сооружению было никак не меньше сорока, а
возможно, и пятидесяти миллионов лет, оно относилось к позднему эоцену или
раннему мелу, и его барельефы превосходили в мастерстве исполнения все
виденное нами, за одним исключением -- с ним мы встретились позже -- то была
древнейшая в городе постройка.
Не будь необходимости прокомментировать снимки, которые скоро появятся
в прессе, я бы из опасения прослыть сумасшедшим придержал язык и не стал
распространяться о том, что именно увидел я на стенах и к каким выводам
пришел. Конечно, можно было отнести к области мифотворчества барельефы, где
изображалась жизнь звездоголовых существ в бесконечно отдаленные эпохи,
когда они обитали на другой планете, в иной галактике или даже вселенной,
однако некоторые высеченные на камне чертежи и диаграммы заставляли нас
вспомнить о последних открытиях в математике и астрофизике, и тут уж я
совсем растерялся. Вы меня поймете, когда сами увидите эти фотографии.
На каждом барельефе рассказывалась, естественно, только небольшая