Говард Лавкрафт

Хребты безумия

разделов биологии и геологии. Его предварительная вылазка

совместно с Пэбоди и еще пятью членами экспедиции, длившаяся с 11 по 18

января, омрачилась гибелью двух собак при столкновении саней с оледеневшими

каменными выступами. Однако бурение принесло Лейку дополнительные образцы

архейских сланцев, и тут даже я заинтересовался явными и многочисленными

свидетельствами присутствия органических остатков в этих древнейших пластах.

Впрочем, то были следы крайне примитивных организмов -- революции в науке

подобное открытие не сделало бы, оно говорило лишь в пользу того, что низшие

формы жизни существовали на Земле еще в докембрии. Поэтому я по-прежнему не

видел смысла в требовании Лейка изменить наш первоначальный план; внеся в

него экспедицию на северо-запад, что потребовало бы участия всех четырех

самолетов, большого количества людей и всех машин. И все же я не запретил

эту экспедицию, хотя сам решил не участвовать в ней, несмотря на все уговоры

Лейка. После отлета группы на базе остались только мы с Пэбоди и еще пять

человек; я тут же засел за подробную разработку маршрута восточной

экспедиции. Еще раньше пришлось приостановить полеты самолета, начавшего

перевозить бензин из лагеря у пролива Мак-Мердо. На базе остались только

одни сани и девять собак: совсем без транспорта находиться в этом безлюдном

крае вечной Смерти было неразумно.

Как известно, Лейк на своем пути в неведомое посылал с самолета

коротковолновые сообщения, они принимались как нами, в южном лагере, так и

на "Аркхеме", стоявшем на якоре в заливе Мак-Мердо, откуда передавались

дальше всему миру -- на волне около пятидесяти метров. Экспедиция стартовала

в четыре часа утра 22 января, а первое послание мы получили уже два часа

спустя. В нем Лейк извещал нас, что они приземлились в трехстах милях от

базы и тотчас приступают к бурению. Через шесть часов поступило второе,

очень взволнованное сообщение: после напряженной работы им удалось пробурить

узкую скважину и подорвать породу; наградой стали куски сланцем -- на них

обнаружились те же отпечатки, из-за которых и заварился весь этот сыр-бор.

Через три часа мы получили очередную краткую сводку: экспедиция

возобновила полет в условиях сильного ветра. На мой приказ не рисковать Лейк

резко возразил, что новые находки оправдают любой риск. Я понимал, что он

потерял голову и взбунтовался -- дальнейшая судьба всей экспедиции

находилась теперь под угрозой. Оставалось только ждать, и я со страхом

представлял себе, как мои товарищи стремительно движутся в глубь коварного и

зловещего белого безмолвия, готового обрушить на них свирепые ураганы,

озадачить непостижимыми тайнами и простирающегося на полторы тысячи миль --

вплоть до малоизученного побережья Земли Королевы Мэри и Берега Нокса..

Затем часа через полтора поступило еще одно, крайне эмоциональное

послание прямо с самолета, оно почти изменило мое отношение к экспедиции

Лейка и заставило пожалеть о своем неучастии:

"22.05. С борта самолета. После снежной бури впереди показались горы

необычайной величины. Возможно, не уступают Гималаям, особенно если принять

во внимание высоту самого плато. Наши координаты; примерно 76" 15" южной

широты и 113".10" восточной долготы. Горы застилают весь горизонт. Кажется,

вижу два курящихся конуса. Вершины все черные -- снега на них нет. Резкий

ветер осложняет полет".

После этого сообщения все мы, затаив дыхание, застыли у радиоприемника.

При мысли о гигантских горных хребтах, возвышающихся неприступной крепостью

в семистах милях от нашего лагеря, у нас перехватило дыхание. В нас

проснулся дух

, первопроходцев, и мы от души радовались, что наши товарищи, пусть без

нас, совершили такое важное открытие. Через полчаса Лейк снова вышел на

связь:

"Самолет Мултона совершил вынужденную посадку у подножия гор. Никто не

пострадал, думаем сами устранить повреждения. Все необходимое перенесем на

остальные три самолета -- независимо от того, полетим дальше или вернемся на

базу. Теперь нет нужды путешествовать с грузом. Невозможно представить себе

величие этих гор. Сейчас налегке полечу на разведку в самолете Кэрролла.

Вам трудно вообразить себе здешний пейзаж. Самые высокие вершины

вздымаются ввысь более чем на тридцать пять тысяч футов. У Эвереста нет

никаких