десять реальностей, которые называются десять сфирот (сфирот — от слова «сапир», светящийся, сияющий; десять сфирот — десять сияний), которые образуют порядок из пяти частей, упорядочивающихся в точку, обозначающую мир Бесконечности.
Исследователь, изучая наш мир, постепенно переходит к исследованию высшего мира, начинает исследовать его на себе, потому что мир — это то, что он ощущает в себе. Изменяя себя, он ощущает свои состояния все более возвышенными, приближенными к Творцу.
Он постигает все большие ступени, или высшие миры, до тех пор, пока не приходит к тому, что все объединяется просто в десять сфирот. То есть чем выше человек поднимается, тем больше в итоге своего внутреннего исправления он в себя впитывает, абсорбирует. Все мироздание в нем становится более компактным, собирается в общую ячейку, называемую десять сфирот. И когда он достигает десяти исконных, корневых сфирот, тогда они называются миром Бесконечности.
Начинающий изучение науки Каббала обязан начать свое обучение с точки, от нее — к десяти сфирот, находящимся в первом под миром Бесконечности мире, называемом мир Адам Кадмон (в переводе с иврита — мир «прообраза человека»). Далее изучающий находит, каким образом неисчислимые детали, существующие в мире Адам Кадмон, продолжаются и распространяются, подчиняясь причинно следственному порядку, по тем законам, которые мы находим в астрофизике, в физике и в прочих земных науках.
Здесь речь идет уже не о постигающем, не об исследователе, а о начинающем изучение науки Каббала. О любом человеке, который приходит и, ничего не зная, ничего не понимая, ничего не ощущая, начинает изучение. Изучать мы начинаем сверху вниз, хотя постижение начинается снизу вверх, и постигаем мы из разрозненной, разбитой картины все большее и большее единство Творца.
Это то, что каббалист постепенно выясняет для себя. А изучающий науку человек, еще ничего не знает, не понимает — что, для чего и как, — он изучает сверху вниз. Сначала мы изучаем «Четыре стадии прямого света», «Мир Бесконечности», «Сокращение и распространение в линии», «Миры Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия» и т.д. Мы изучаем все, исходящее из единого корня, и по мере изучения, осваиваем все больше и больше деталей, различных связей.
Одновременно мы постигаем, что в мире Бесконечности и в мирах, исходящих из него, существуют абсолютно взаимообязывающие законы поэтапного развития, от одного к другому, не подлежащие нарушению ни в чем: от точки — ко всему множеству, находящемуся в мире Адам Кадмон, и от него отпечатываются все парцуфим друг от друга, как оттиск с печати, и распространяются четыре мира: Ацилут, Брия, Ецира, Асия, — пока мы не достигнем всего многообразия этого мира.
И после этого возвращаемся в свое исследование, включая как бы друг в друга все детали мироздания, пока не достигнем обратно мира Адам Кадмон, после этого — десяти сфирот, а затем — четырех остальных ступеней и исходной точки, называемой куцо шель Юд — точка, с которой начинается буква Юд, то есть корень (шореш) четырех стадий прямого света. Вот до этой ступени мы и должны дойти в наших исследованиях снизу вверх. А изучение мы начинаем сверху вниз.
Вопрос: Чем обусловлена эта разница между изучением и постижением? Почему мы изучаем сверху вниз?
Обусловлено тем, что так принято, — изучать порядок распространения света сверху вниз. Это исходит еще от Авраама, в таком порядке он повествует в своей «Книге Ецира».
Книга Зоар рассказывает в общем, обо всей картине, не давая прямого изложения системы сверху вниз, хотя в тех частях Зоар, которые относятся к науке Каббала — где Зоар говорит научным кабалистическим языком («Идра раба», «Идра зута» и «Сафра дэ цниюта») — в этих главах повествование тоже идет сверху вниз, начиная с мира Ацилут. Потому что в мире Ацилут находится корень наших миров.
Далее в книгах Ари, в частности в книге «Эц Хаим» (Древо Жизни) — основная книга, на которой базируется вся современная Каббала, то есть Каббала, предназначенная для исправления душ, — изложение уже абсолютно четко, конкретно идет сверху вниз. Описание начинается с четырех стадий прямого света — то, что мы изучаем и в «Талмуде Десяти Сфирот», и в «Птиха ле Хохмат а Каббала» (Введение в науку Каббала) и т.д.
Почему мы изучаем сверху вниз? Потому что мы изучаем то, что сделал Творец. И по такому принципу происходит изучение вплоть до последних частей «Талмуда Десяти Сфирот».
Можно сказать и так, что мы изучаем порядок распространения света сверху вниз до 8 й части «Талмуда Десяти Сфирот», а во «Внутреннем созерцании»