Творец обязательно должен быть и в начале, и в самом действии, и в конце. И явно! И так же явно нужно показывать желательность проявления Его единства. В этом заключается работа в группе.
Вопрос: Говорится о том, что особое свойство человека — в том, что он ощущает страдания ближнего. Животные также ощущают страдания себе подобных. В чем заключено принципиальное отличие?
Все человечество страдает. Все животные страдают. Все растения страдают. Даже все камни страдают. Почему страдают? Потому что каждое создание должно себя поддерживать, сохранять, вынуждено расти: ему плохо — поэтому оно вынуждено расти, — что то делать с собой, усилиями добывать себе пищу и т.д. То есть все страдают, человек, конечно, больше всех, потому что его эгоистические желания больше, но в принципе страдают все.
Уникальность человека в том, что он может ощущать ближнего, потому что у него существует зависть, ревность, у него существует стремление к богатству, к славе, к знаниям, к власти, к почестям, к тому, что ему обязано обеспечить окружение.
Любое животное удовлетворяется тем, что у него есть и действует инстинктивно. Человек не может удовлетвориться тем, что у него есть. Он успокоится только тогда, когда завладеет всем, что только может быть у всех, насколько он это понимает, — таким образом он создан. Он смотрит на других, проникается их желаниями: «Этот желает того то, этот желает того то, а этот уже наслаждается в своем желании тем то или тем то. А я?!» Вот эта зависть — самая главная движущая сила нашего развития.
У животных она отсутствует, поэтому они не развиваются. Однодневный теленок похож на бычка. А за счет чего ему развиваться? Он не ощущает желания другого. Ему надо покушать, ему надо спокойное место, чтобы поспать — и все! Он знает, когда ему плохо — надо кушать такую то травку, когда холодно — надо бежать на свет, когда жарко — уходить в тень. Это все он знает, это все есть в его инстинкте. Ему не надо приобретать новые желания. Что значит не надо? Он не ощущает в этом потребности.
В человеке непрерывно существует возможность (желает он того или нет) приобретать все новые желания.
Я смотрю на остальных. Я не знаю, например, что такое машина — в нашей деревне нет машин. Я приезжаю в город. Ого! Я думал, есть только телега с конем, нет — есть без коня! Люди ходят с зонтиками, ходят в галстуках. Смотри, что они пьют, что они кушают.
Бааль Сулам пишет об этом в «Сафра дэ Цниюта». У человека есть только зерна, и он ест эти зерна, как животное. Приехал в город, смотрит — люди из этих зерен делают муку и всякие кренделя. «А почему у меня нет?». У тебя нет — ты животное. В твоей природе есть то же самое, но ты не развиваешься, а вот они развились, они из этих зерен начали делать хлеб. Основа пищи человека — это мука, а животного — зерно.
У человека есть возможность дальнейшего развития. Для чего оно необходимо? Если человек использует свои возможности для чего угодно, кроме достижения Цели, то все его действия возвращаются к нему в отрицательном виде, чтобы обнаружить их порочность.
Ему дают это все делать — развивай что хочешь, делай что хочешь, но в итоге ты обнаружишь насколько вводишь себя в страдания: настолько, что сегодня люди начинают бояться того, что может произойти с ними завтра.
Есть страшные фильмы, где рисуют возможное будущее — новый ледниковый период, который мгновенно распространяется по всему Земному шару. Творец, конечно, имеет свои цели — не те, что продюсеры.
В итоге, страдания заставят человека отказаться от всех посторонних путей развития, и заставят двигаться только к единению с Творцом. И в наше время это уже вот вот должно полностью раскрыться. Конечно, будут еще страдания, но зато потом будет легко.
Вопрос: Разумное ощущение ближнего ради связи с Творцом — это источник как бы живительной силы, это избавление от всех страданий. Почему это так сложно объяснить, чтобы человек почувствовал? Даже себе, ближнему, сложно объяснить, а массе — вообще невозможно. Почему это настолько легко исчезает?
В чем причина того, что нам очень трудно все это объяснить человеку? Потому что это противоречит его природному желанию наслаждаться. Мы говорим человеку, что ему надо себя менять, при чем менять не так, чтобы приобретать вместо одного желания другое. Если я говорю своему сыну: «Самое лучшее, если ты будешь учиться музыке». А он не хочет учиться музыке! Ему хочется играть в футбол. Значит, я в нем должен развить это желание и показать, что в итоге он получит от музыки больше наслаждения, чем от игры в футбол.
На этом построено