сила воспринимается нами как совершенная, не нуждающаяся ни в чем для своего совершенства, то ясно, что нет в ней никакого желания получать (нет ничего недостающего в ней), а потому отсутствует в ней всякое основание для причинения вреда кому либо. Более того, она обладает желанием отдавать — желанием творить добро своим творениям.
Отсутствие желания получать является естественным следствием абсолютного добра. Невозможно находиться в состоянии «не даю и не получаю» — такого нейтрального состояния в природе нет. Есть состояния либо получения, либо отдачи. Вы можете сказать: «А Цимцум? А келим дэ кабала без келим дэ ашпаа, или келим дэ ашпаа без келим дэ кабала?»
Если у меня есть только Гальгальта ве Эйнаим (ГЭ), могу ли я что то отдавать? Я желаю отдавать, но у меня нет возможности. Это называется, что есть келим дэ ашпаа — ГЭ, отдающие келим. Но я желаю отдавать, а то, что нет возможности — это другое дело.
Или Цимцум. Почему происходит Цимцум? Я делаю на себя Сокращение в соответствии с определением «сокращает свое желание, несмотря на то, что страстно желает». А почему сокращает? Потому что желает уподобиться Творцу, не быть противоположным Ему. Это уже начало отдачи. К тому же сокращает не из за того, что ему плохо — это было бы совсем другое дело. Он сокращает себя из желания уподобиться Творцу. От чувства стыда, а не от чувства боли — это очень большая разница.
Поэтому мы говорим, что промежуточного состояния между получением и отдачей, по сути дела, нет вообще, есть переход из одного состояния в другое. Этот переход проходит через бесконечную трещину между ними, которая и называется махсом — энергетический порог. Но он бесконечный по величине — всегда стремится к миру Бесконечности, до его высоты.
Все, что испытывают творения — хорошие ощущения или плохие — посылается им высшей управляющей силой, обладающей единственным свойством — желанием отдавать, желанием творить добро своим творениям. И это единственный закон ее отношения к творениям, из которого следует, что, очевидно, все творения получают от нее только благо, и только для блага создала она их.
Таким образом, каббалисты именуют эту силу абсолютным добром.
Каббалисты постигают ее такой, а мы можем только верить тому, что они говорят. Но вера не дает никаких сил. А до тех пор, пока человек находится в состояниях, в свойствах, противоположных высшей силе, то все, что исходит от нее, будет в нем ощущаться инверсно.
Вопрос: Имеет ли значение, какой Цимцум — Первый или Второй?
Не имеет значения, какой Цимцум. Мы здесь говорим только о том, что человек сокращает свое желание, не хочет работать с ним. Это может произойти либо под влиянием страданий, либо оттого, что это противоположно Дающему, Творцу — смотря из чего он исходит: из того, что чувствует внутри себя, или из того, что ощущает вне себя.
Эти состояния даже сливаются в одно. Когда я ощущаю перед собой Творца и относительно Него ощущаю боль — эта боль возникает во мне оттого, что я ощущаю себя противоположным Ему. Мне больно оттого, что я противоположен Ему или оттого, что я не подобен Ему? То есть эта боль исходит из моего эгоистического желания, которое поражено, или из желания альтруистического, которого у меня нет, — оттого, что я не такой как Он?
Что я хочу — уменьшить свой эгоизм, чтобы не страдать или приобрести Его альтруизм, чтобы быть подобным Ему? К чему направлено мое действие — к себе, чтобы чувствовать себя комфортно, или к Нему, чтобы отдать Ему и уподобиться Ему ради Него? Этим определяется направление Цимцума (Сокращения). Здесь эти две причины в какой то мере контактируют.
Но все равно переход из одного состояния в другое — из эгоистического в альтруистическое — мгновенный, между ними нет промежуточного состояния, кроме того, которое я обрисовал.
Вопрос: Привычка становится второй натурой. Я не вижу причины, почему так должно быть — потому что это как бы побег от осознания зла? Получается, что я просто нахожусь в этой привычке и не осознаю, что должен двигаться. Почему сделано так, что существует такой принцип?
Ты задал несколько вопросов. Привычка — вторая натура. Мы видим, что так получается. Потому что когда человек совершает какое то действие, которое доставляет ему удовольствие, то удовольствие образует в человеке некую форму.
Мне говорят: «Сначала попробуй что то сделать, и ты увидишь, что насладишься». Например, кока кола дает наслаждение. Я этого не знаю, но потом привыкаю, и постепенно этот вкус рождает во мне наслаждение. Или люди привыкают к кофе, к сигаретам. Я помню, когда я начинал