я должен знать, что это все — бесплодные фантазии, не опирающиеся на реальное ощущение. И поэтому Каббала предпочитает о них вообще не говорить — нет смысла, не обоснованно.
Вопрос: Наша цель сравняться по свойствам, а в тоже время мы говорим, что свойство это знать мы не можем…
Мы хотим знать свойства Творца и постигать Его, ведь в этом заключается цель нашего создания. Если Он Наивысший, Совершенный, Абсолют, — то овладение этим свойством, качеством, является наивысшим состоянием. Именно это Творец и желал для нас: чтобы такое состояние стало результатом наших изменений, исправлений, уподоблений Ему.
Наша цель сравняться по свойствам с Творцом. Что значит с Творцом? Творцом называется желание нас насладить. Чем? Самым высшим состоянием. Если мы стремимся к этому наивысшему состоянию для того, чтобы насладить Его, мы, таким образом, совпадаем с Ним по статусу, по свойству, по желанию, по отношению к нам.
То есть, мы восходим на самую высокую ступень, которая существует для нас. Выше этого находится, очевидно, какая то ступень, но она к нам не относится, ее мы не можем воспринять. Потому что мы созданы не ею, а ступенью, которая относится к нам. Вот и все. Это надо четко разделять, в этом подходы Каббалы и философии кардинально различаются. Потому что Каббала говорит только до того уровня, который мы явно постигаем в своих келим.
Вопрос: Есть ли связь материи с духовным или нет?
Что такое материя? Как нас учили: материя — это объективная реальность, данная нам в ощущениях. Это на самом деле так. Непонятно только, что такое «объективная реальность», — но, «данная нам в ощущениях» — это правильно. То, что мы сейчас ощущаем, — мы называем материальным. Если мы чего то не ощущаем, то почему то называем духовным. А когда начнем ощущать, будем определять это как духовное или как материальное?
Каббала, в принципе, не желает делить мироздание на духовное и материальное. Каббала говорит о постигаемом и не постигаемом. То, что я постигаю сейчас — называется этот мир, мой мир, моя ступень. Из чего она слагается? Из ощущаемого в моих сегодняшних органах чувств. Если я приобрету какие то новые ступени постижения, это будет называться — мой мир, раскрытый, постигнутый мной. А та часть, которую я еще не раскрыл, но которую, как мне объясняют каббалисты, я должен раскрыть, называется скрытой от меня — тайный мир.
А что значит «материя»? Бааль Сулам говорит нам, что духовные силы — это тоже материя. Любую материю мы можем трансформировать в другие вещества, в другие формы. Превратить в газ, высушить, заморозить, разогреть, расплавить, сжечь и так далее. То есть, каждая форма может переходить в результате воздействия в любые другие формы, ощущаемые нами в большей или меньшей степени.
А где материя? Что значит материя сама по себе, как мы ее определяем? Только относительно себя. Начиная менять свои свойства, качества, мы увидим, что все является материей: и высшие силы — тоже материя. Если, например, нагреть материю до какой то величины, то вся эта вселенная перейдет в газообразное состояние. Останется ли она материей или нет? Относительно того, кто это будет ощущать — да. Относительно другого — нет.
Если бы у меня были другие свойства, я бы весь воздух, который я сейчас не чувствую, ощущал как бетон, а себя внутри бетона. Но у меня такие свойства, что я материю, якобы окружающую меня, ощущаю прозрачной, — она не создает мне препятствий. А если бы я был в других свойствах, качествах, она воспринималась бы как препятствие? Есть лучи, проходящие сквозь бетонные стены, они для них совершенно не являются преградой, а для меня и для других излучений эта стена представляет собой препятствие.
Что такое сама стена? Это воспринимаемая мною относительно моих качеств некая сила. Вокруг нас существует одна единственная сила, разлагающаяся в наших ощущениях, представлениях, на миллионы, миллиарды других частных сил. Эти силы воспринимаются нами в большей или в меньшей степени постижимости, познания, контакта. И в соответствии с этим возникает вокруг нас столько различных по количеству и качеству объектов, действий, из которых нам рисуется наш мир.
Реальность вовсе не состоит из нашего мира и духовного мира. Это мы разделяем на такие проявления одну общую силу Творца. Можно говорить об этом годами, но вся проблема в том, что мы запутываемся, — человек не ставит себя в правильную позицию относительно Творца. Его взгляд на мир неверный: не «я — кли относительно света, создающего меня и ощущения во мне», — а «я, находящийся в каком то уже заранее созданном, заданном