с пренебрежением.
Однако, как всем известно, Творец не завершил творения в момент его создания. То есть сам акт Творения — продолжительный, причинно следственный, развивающийся. Творец сотворил желание и заложил внутри желания программу его развития и исправления вплоть до окончательного состояния.
Но мы, сами находящиеся внутри этой системы творения, видим, что предстающая перед нами действительность, как, в общем, так и в частном, находится под властью законов ступенчатого развития, начиная со стадии, предшествующей зарождению, и до стадии завершения роста. Мы видим причинно поступательное, причинно следственное развитие во всех процессах, предстающих перед нами: от рождения и до смерти, от начала и до конца
И по этой причине, когда мы ощущаем горький вкус плода в начале его развития, мы не воспринимаем это как порок или изъян (если видим перспективу), потому что всем известна причина: плод еще не завершил процесса своего развития. И поэтому его промежуточные состояния несовершенны и даже противоположны окончательному.
Здесь рассматриваются два взгляда на действительность. Первый взгляд: мы наблюдаем процесс как несовершенный, еще идущий к совершенству, ввиду неисправленности наших келим. Второй взгляд: что этот процесс происходит как бы вне нас, он сам по себе несовершенен, и общее кли проходит эти состояния.
Все творение проходит исправление от начала до конца. И я, в свою очередь, как элемент творения, прохожу исправления от начала до конца и наблюдаю из себя, из своих неисправленных, относительных свойств, все творение в его относительно неисправленном и исправленном состоянии. Здесь сосуществуют два параллельных развивающихся процесса: общее творение от начала и до конца и лично я, развивающийся от своего начала до конца.
Так и по отношению к остальным элементам действительности: если что то кажется нам плохим и приносящим вред, то это является ничем иным, как свидетельством того, что этот элемент все еще находится на переходной стадии процесса своего развития.
С одной стороны, я могу сказать, что все находится в абсолютном, исправленном состоянии, и только я, ввиду своей неисправленности, вижу все творение в каких то изменениях, исправлениях, движении. Если бы я был исправлен, я бы видел все в исправленном состоянии. С другой стороны, говорится, что я наблюдаю творение — как оно меняется вне зависимости от меня — якобы, не меняясь сам. Я могу наблюдать, как оно меняется, и поэтому относиться к нему, как к целенаправленно движущемуся к цели.
Мы не вправе выносить решение, что какой то предмет или свойство плохо, и пренебрегать им, так как не от мудрости это (то есть не от понимания конечного состояния).
Под мудростью всегда понимается знание цели. Потому что конечная цель отражает в себе все предыдущие состояния как необходимые, именно для того, чтобы достичь ее и находиться в ней в исправленном состоянии.
Вопрос: Как я могу правильно оценивать творения?
Я не могу дать правильную оценку, потому что я нахожусь в несовершенном состоянии и не могу даже объяснить, каким образом это творение оценивается. На любой ступени, до достижения своего личного исправленного состояния, я могу правильно оценивать ситуацию только в меру своего исправления, и неправильно — в меру своей неисправленности. Это относится и к качествам того, что я наблюдаю, и к моим собственным качествам (когда мне кажется, что остальное не исправлено, или что я не исправлен).
Выходит, что даже картина мира, которую я себе представляю, тоже является следствием моей исправленной и неисправленной части — не только качества, а картина сама по себе. Истинную картину я увижу не просто в исправленной и неисправленной части, но и то, как следует к ней относиться, — тоже зависит от меры моей исправленности. Поэтому я могу рассуждать только исходя из уровня той ступени, на которой я нахожусь.
Получается, что до достижения своего полного, личного, частного исправления, у меня не будет правильного, истинного взгляда на действительность. И мне не помогут никакие философии, потому что мои келим диктуют мне эту картину. Я не могу подправить эти келим какими то рассуждениями: вот тут я не так вижу — надо добавить, тут немножко сделать по другому… Не поможет.
До самого конца исправления мы не сможем правильно видеть действительность. Поэтому восприятие мира нам кажется дуальным: я через себя воспринимаю мир, который является всего лишь действиями Творца относительно меня; мир на самом деле существует вне меня, и таким образом я должен его воспринимать. Мы никуда не денемся