молодежи и приговорен к смерти.
26121. Кенхрей — главная гавань Коринфа, в двух часах пути от города.
26222. Колесница солнца уже обогнула последний столб на ипподроме дня… — Во время скачек колесницы должны были огибать столбы (меты), стоявшие на противоположных концах ипподрома.
Книга XI
2631. …к царственному лику священной богини — то есть к Луне, которую в эпоху поздней античности отождествляли с Исидой.
2642. Число «семь» священно не только для пифагорейцев, но и для других религий и мистических учений.
2653. Обращение владычица небес к Исиде совпадает с христианским обращением к Богородице, что не случайно, так как Исида с младенцем Гором на руках была одним из прообразов Богоматери.
2664. …вновь дочь обретя… — Прозерпина (Персефона), дочь богини земледелия Цереры (Деметры), похищенная богом подземного царства, была возвращена матери по приказу Зевса, но половину каждого года она должна была проводить с супругом в преисподней.
2675. Пафос — город на Кипре. Здесь находился храм Афродиты.
2686. Прозерпина (Персефона) отождествлялась с Гекатой, владычицей призраков и злых духов; вместе с ними носится она ночью повсюду, и испуганные собаки всех извещают о ее приближении.
2697. …триликим образом своим… — Геката изображалась трехглавой. Возможно, это намек на слияние в одном божестве трех богинь: небесной — Луны, земной — Артемиды и подземной — Персефоны.
2708. …о, Прозерпина — Эта часть молитвы обращена к Луне (Селене).
2719. …влажными лучами питающая… посевы… — Луна считалась причиной и источником ночной росы.
27210. …как бы ты ни именовалась… — Божество имело много имен, и такая оговорка при торжественной молитве была необходима.
27311. Змеи, хлебные колосья — атрибуты Цереры.
274* Пропуск нескольких слов в рукописях.
27512. Черный плащ мог быть эмблемой Луны, часть которой всегда покрыта тенью, подземной богини Прозерпины или оплакивающей Прозерпину Цереры.
27613. Римская тога собиралась в складки у левого плеча.
27714. Медный погремок — систр (см. прим. 34 к кн. II).
27815. …чаша в виде лодочки… — Корабль был священным символом Исиды — богини моря и покровительницы мореплавателей. Возможно также, что он символизировал разливы Нила.
27916. …победных пальмовых листьев. — Пальма — эмблема победы.
28017. …фригийцы, первенцы человечества… — намек на знаменитый рассказ о египетском фараоне Псамметихе, который, желая установить, какое из человеческих племен самое древнее, приказал, чтобы двое новорожденных мальчиков были изолированы от людей и выкормлены козами. Первым словом, сказанным этими детьми, было «бекос» — «хлеб» по фригийски. Это убедило фараона, что самый древний народ на земле — фригийцы.
28118. Пессинунт — древний город Малой Азии: здесь чтили азиатскую богиню Кибелу, которая была отождествлена с Реей, великой матерью богов.
28219. …исконные обитатели Аттики… — Считалось, что афиняне — исконное население Аттики, в то время как большинство племен, населяющих Грецию, — переселенцы из других мест.
28320. …Минервой кекропической… — Минерва (Афина), покровительница Афин, называется по имени Кекропа, легендарного основателя и первого царя Афин.
28421. …критские стрелки… — Критяне славились меткостью стрельбы из лука.
28522. Диктинна — Артемида, которой критское предание приписывало изобретение рыбацких сетей (сети — по гречески «диктюон»).
28623. Трехъязычные сицилийцы — говорящие на местном сицилийском наречии, по гречески и по латыни.
28724. Стигийской Прозерпиной… — Каждое божество имело много имен, и каждый народ свою главную богиню видел то в одном, то в другом обряде.
28825. Беллона — см. прим. 14 к кн. VIII.
28926. Геката отождествлялась с Прозерпиной Персефоной.
29027. Рамнузия (Немезида) — богиня справедливого возмездия, главный храм которой находился в аттическом селении Рамнунт.
29128. …Эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца… — По представлению древних, Эфиопия была сказочной страной и простиралась к востоку и западу от Нила.
292 29. Изида (Исида) — первоначально египетская богиня, олицетворяющая плодородие Нильской долины, позднее — также богиня Луны. С распространением ее культа за пределы Египта, ее постепенно отождествляют с самыми разнообразными божествами, и, наконец, в глазах своих многочисленных почитателей