Луций Апулей

Метаморфозы, или Золотой осел

молодежи и приговорен к смерти.

261

21. Кенхрей — главная гавань Коринфа, в двух часах пути от города.

262

22. Колесница солнца уже обогнула последний столб на ипподроме дня… — Во время скачек колесницы должны были огибать столбы (меты), стоявшие на противоположных концах ипподрома.

Книга XI

263

1. …к царственному лику священной богини — то есть к Луне, которую в эпоху поздней античности отождествляли с Исидой.

264

2. Число «семь» священно не только для пифагорейцев, но и для других религий и мистических учений.

265

3. Обращение владычица небес к Исиде совпадает с христианским обращением к Богородице, что не случайно, так как Исида с младенцем Гором на руках была одним из прообразов Богоматери.

266

4. …вновь дочь обретя… — Прозерпина (Персефона), дочь богини земледелия Цереры (Деметры), похищенная богом подземного царства, была возвращена матери по приказу Зевса, но половину каждого года она должна была проводить с супругом в преисподней.

267

5. Пафос — город на Кипре. Здесь находился храм Афродиты.

268

6. Прозерпина (Персефона) отождествлялась с Гекатой, владычицей призраков и злых духов; вместе с ними носится она ночью повсюду, и испуганные собаки всех извещают о ее приближении.

269

7. …триликим образом своим… — Геката изображалась трехглавой. Возможно, это намек на слияние в одном божестве трех богинь: небесной — Луны, земной — Артемиды и подземной — Персефоны.

270

8. …о, Прозерпина — Эта часть молитвы обращена к Луне (Селене).

271

9. …влажными лучами питающая… посевы… — Луна считалась причиной и источником ночной росы.

272

10. …как бы ты ни именовалась… — Божество имело много имен, и такая оговорка при торжественной молитве была необходима.

273

11. Змеи, хлебные колосья — атрибуты Цереры.

274

* Пропуск нескольких слов в рукописях.

275

12. Черный плащ мог быть эмблемой Луны, часть которой всегда покрыта тенью, подземной богини Прозерпины или оплакивающей Прозерпину Цереры.

276

13. Римская тога собиралась в складки у левого плеча.

277

14. Медный погремок — систр (см. прим. 34 к кн. II).

278

15. …чаша в виде лодочки… — Корабль был священным символом Исиды — богини моря и покровительницы мореплавателей. Возможно также, что он символизировал разливы Нила.

279

16. …победных пальмовых листьев. — Пальма — эмблема победы.

280

17. …фригийцы, первенцы человечества… — намек на знаменитый рассказ о египетском фараоне Псамметихе, который, желая установить, какое из человеческих племен самое древнее, приказал, чтобы двое новорожденных мальчиков были изолированы от людей и выкормлены козами. Первым словом, сказанным этими детьми, было «бекос» — «хлеб» по фригийски. Это убедило фараона, что самый древний народ на земле — фригийцы.

281

18. Пессинунт — древний город Малой Азии: здесь чтили азиатскую богиню Кибелу, которая была отождествлена с Реей, великой матерью богов.

282

19. …исконные обитатели Аттики… — Считалось, что афиняне — исконное население Аттики, в то время как большинство племен, населяющих Грецию, — переселенцы из других мест.

283

20. …Минервой кекропической… — Минерва (Афина), покровительница Афин, называется по имени Кекропа, легендарного основателя и первого царя Афин.

284

21. …критские стрелки… — Критяне славились меткостью стрельбы из лука.

285

22. Диктинна — Артемида, которой критское предание приписывало изобретение рыбацких сетей (сети — по гречески «диктюон»).

286

23. Трехъязычные сицилийцы — говорящие на местном сицилийском наречии, по гречески и по латыни.

287

24. Стигийской Прозерпиной… — Каждое божество имело много имен, и каждый народ свою главную богиню видел то в одном, то в другом обряде.

288

25. Беллона — см. прим. 14 к кн. VIII.

289

26. Геката отождествлялась с Прозерпиной Персефоной.

290

27. Рамнузия (Немезида) — богиня справедливого возмездия, главный храм которой находился в аттическом селении Рамнунт.

291

28. …Эфиопы, которых озаряют первые лучи восходящего солнца… — По представлению древних, Эфиопия была сказочной страной и простиралась к востоку и западу от Нила.

292 29. Изида (Исида) — первоначально египетская богиня, олицетворяющая плодородие Нильской долины, позднее — также богиня Луны. С распространением ее культа за пределы Египта, ее постепенно отождествляют с самыми разнообразными божествами, и, наконец, в глазах своих многочисленных почитателей