Краснов И

Наузы - славянские обереги

или западным крестом. Это простой крест без каких-либо дополнительных элементов, с удлиненной нижней частью. Задолго до появления христианства в Греции и Китае крест такой формы символизировал бога.

Русский, или восточный, крест — символ Православной церкви в Восточном Средиземноморье, в Восточной Европе и России. Трактовка значений двух дополнительных перекладин креста — верхней и нижней — самая различная.

Также широкое распространение получил крест с листьями клевера. Такое название он получил за клеверообразные окончания крестовин, а так как клевер был символом Святой Троицы, то крест стали именовать крестом Троицы.

Большое мистическое значение в странах Европы приобрел так называемый кельтский крест. В нем сочетаются круг и крест, вечность и бесконечность, языческое солнце и христианская символика. Его часто можно встретить на архитектурных памятниках, в настоящее время его иногда носят на шее в некоторых районах Франции и Ирландии, зачастую он, как и многие другие кельтские символы, используется в татуировках.

НАУЗЫ. ЗАШИТА МАТЕРИ И РЕБЕНКА

По древним поверьям, когда человек приходит в наш мир, то различные силы сразу же начинают бороться за владение его телом и его духом. Демоны и злые духи, вампиры и упыри готовы со всех сторон наброситься на беззащитного младенца, и цель взрослого умелого человека — защитить ребенка, поставить барьер на пути зла.

Рождение и воспитание детей, т. е. продолжение рода, издавна считались на Руси, да и в других странах, естественным и главным назначением супружества. Бездетность рассматривалась как несчастье, как наказание за грехи или следствие проклятий и порчи. О том, что рождение считалось одним из великих таинств, а благополучие будущего ребенка — практической необходимостью для его семьи, свидетельствуют многочисленные досвадебные и свадебные обряды, приметы и запреты, касающиеся беременной женщины, роженицы, новорожденного, их родни, соседей и односельчан.

Существовал целый ряд правил, которые необходимо выполнять женщине, чтобы роды прошли успешно и будущий ребенок был здоров. Деревенские повитухи, не имевшие специального медицинского образования, не только обладали большим практическим опытом, но и знали массу колдовских, магических приемов, помогавших женщине успешно разрешиться от бремени, оградить ее и ребенка от опасности.

С древности народ наделял многие растения магической силой. На Балканах беременные женщины носили на теле подвешенную на пояс или на шею дольку чеснока, в Хорватии — веточку девясила, в Македонии подвешивали веточку вербы. Часто на шею подвешивали в качестве науза мешочек с порошком из коры дуба, чтобы ребенок уже в утробе матери становился крепким, как дуб. Иногда в мешочек завязывали не порошок из коры дуба, а собственно кору, древесину, веточки, желуди или листья. Кора символизировала благополучие, древесина — мудрость, а веточки, желуди и листья должны были обеспечить будущему ребенку многочисленное потомство. В ряде случаев на шее носили мешочек со «святой землей».

Также на шее носили ладанки с солью, реликвии святых, медальоны с изображением Святой Девы. На юге Франции, как и во многих южных районах Европы, были распространены специальные каменные амулеты в виде внутри-Утробного плода, которые носили привязанными на левой руке. Роль оберега играла и скорлупа ореха, в которую клали немного синей или голубой краски, потом этой краской рисовали крестик на лбу ребенка, а саму скорлупу завязывали в узел в углу первой пеленки. Такая пеленка могла храниться всю жизнь, особенно если рождалась девочка. Впоследствии эта пеленка должна была помочь ей самой вырастить здорового ребенка.

О начавшихся родах должны были знать только самые близкие люди. Муж роженицы отправлялся за повитухой, которая тотчас же приступала к исполнению своих обязанностей. Женщине расплетали косы, снимали кольца, развязывали все узлы на одежде и на домашних предметах, расстегивали все застежки. Иногда на женщине рвали рубаху. В доме отпирали все замки: на дверях, сундуках, шкафах. У некоторых славянских народов в доме все двери не только отпирали, но и открывали нараспашку, а с кастрюль и котлов снимали крышки. На женщину надевали специально сшитую для родов рубаху, на которой не было никаких застежек и завязок. Считалось, что это поможет ребенку свободно появиться на свет. При трудных родах применялся комплекс чрезвычайных мер, так как считалось, что младенца в утробе матери может удерживать нечистая сила. В этот комплекс входило и окуривание роженицы под простыней дымом от горящего отрезка