нас самих с новой, почти или совсем неизвестной стороны,
уча находить в себе, развивать и использовать свои поистине
неисчерпаемые возможности.
Эти книги имеют еще одну особенность. Они кажутся затейливыми
фантазиями, плодами богатого писательского воображения, однако на
самом деле в них почти нет вымысла. Все эти удивительные страны и
существа, их населяющие, все волшебные атрибуты и совершаемые с их
помощью чудеса, имена героев и формулы заклинаний не выдуманы, а
уходят своими корнями в древнюю мифологическую традицию народов
Европы. И не только Европы.
Однако выяснение безусловно интересных вопросов генеалогии
хоббитов и тархистанцев, рунного посоха и короля Оберона мы оставим
литературоведам, а сами попробуем подойти к ним с "профессиональной"
точки зрения. Образ, созданный талантливым писателем, не может не
быть правдивым; так, астролог, читая "Войну и мир" не затруднится
найти у Пьера Безухова ярко выраженные черты знака Pыб, а у князя
Андрея Болконского - Девы, хотя сам Лев Толстой астрологией, конечно,
не увлекался.
Гадание ведь тоже - одна из древнейших традиций, и оно не могло
не проникнуть на страницы этих фантастических сказкок.
Герой книги Стерлинга Ланье "Путешествие Иеро" берет с собой в
дорогу, кроме еды и оружия, мешочек с гадательными символами. Они
представляют собой сорок вырезанных из дерева маленьких фигурок - вот
рука, вот крестик, а вот рыбка. Точно такой системы гадания, конечно,
нигде никогда не было, но автор сам указывает, что его выдумка
опирается на традицию.
Это и в самом деле не вполне выдумка. Гадательные фигурки Иеро -
элементарные с и м в о л ы, известные или по крайней мере
понятные носителю любого земного языка и культуры. А символ, по П.А.
Флоренскому, всегда есть нечто большее, чем материальный предмет,
составляющий его основу: он порождает цепочки ассоциаций, напоминая о
той незримой сущности, мысле-форме, которую обозначает.
Иеро гадает по всем правилам, погружаясь в состояние медитации и
произнося вербальные формулы, способствующие сосредоточению внимания.
При этом он не обязательно задает конкретные вопросы, чаще просто
пытаясь выяснить, что ожидает его в очередной странной или опасной
ситуации, в которую он попал. Символы он достает из мешочка - сколько
ухватится, предпочитая, однако, вынимать не больше двух-трех, чтобы
не усложнять интерпретацию. Хотя, по его словам, есть специалисты,
способные интерпретировать дюжину и больше символов одновременно,
получая возможность рассмотреть ситуацию в мельчайших деталях.
Нам с вами ясно, конечно, что это зависит от способностей и от
тренировки. Но Иеро и не считал себя профессиональным гадателем; для
него гадание было лишь одним из многих средств анализа ситуации
(причем далеко не самым главным), включая логику, эмпатию, телепатию
и иные хотя и выдающиеся, но отнюдь не фантастические средства.
Простота и ясность этого способа гадания вызывает желание
познакомиться с ним поближе. Однако Иеро по ходу сюжета прибегает
к нему всего несколько раз, успевая познакомить читателя едва ли с
десятком из своих Сорока символов. Впрочем, принципы составления
набора достаточно просты, точнее, принцип здесь вообще один: каждый
символ должен быть понятен. Его графика (не обязательно деревянная
фигурка, это может быть и рисунок) должна быть максимально простой,
даже примитивной, чтобы внимание гадающего не рассеивалось из-за
множества лишних деталей. И, наконец, он должен даже у начинающего
гадателя вызывать хотя бы две-три знакомых ассоциации.
Похожую мантическую реконструкцию предпринял в свое время Э.
Pыжов в отношении т.н. "Екатерининского гадания", состоящего, кстати,
тоже из сорока символов (см. Pыжов Э. Еженедельный оракул. "Наука и
религия" N 1/92). Трудно сказать, действительно ли эта и аналогичные
системы гадания (карты девицы Ленорман, о которых речь впереди,
"Гороскоп астролога Сения", изданный фирмой "Панорама" в 1990 г. и
т.д.) принадлежали лицам, именами которых названы, но то, что в их
основе лежит очень древняя традиция, сомнений не вызывает.
Поэтому "достроить" систему Иеро не только оказалось нетрудно:
число возможных символов, казалось, готово расти до бесконечности.
Конечно, можно было бы взять не сорок, а шестьдесят или семьдесят два
символа или, например, сто восемь; однако еще Уильям Оккам советовал
"не умножать сущности сверх необходимости".
С другой стороны, тем, кому по роду деятельности или в силу
образа