(арканы) возникли в
Египте через полтора века после всемирного потопа.
Карты Таро в XIV в. принесли в Европу цыгане, которых долгое
время считали потомками египтян, поэтому версия о египетском
происхождении Таро получила широкое распространение. Ее же
придерживался и Этейлла (хотя, конечно, есть и иные версии). Этейлла
рассказывал своим ученикам, в числе которых была и Мария Ленорман,
что Великие Арканы Таро были составлены учеными магами Древнего
Египта, чтобы сохранить накопленные знания для потомков.
Вполне вероятно, что под влиянием учителя Этейлла и сам вступил
в масонскую ложу. Начав серьезно заниматься оккультизмом, он бросил
парикмахерское дело и сменил свою настоящую фамилию, Альетте, на
эзотерический псевдоним, представлявший собой ту же фамилию,
написанную наоборот.
Однако, попробовав гадать на картах Таро, Этейлла быстро
убедился, что их мудреные философские толкования, принятые среди
каббалистов, скорее отпугивают, чем привлекают клиентов. Масонское
Таро было слишком сложным. И тогда Этейлла шаг за шагом начал
создавать свою систему.
Он разрабатывал и совершенствовал ее всю жизнь, опробовав
множество способов расклада и несколько вариантов карт. Свой
окончательный вид эта система, а вместе с ней и карты, приобрели к
1780 (по другим источникам, к 1783) году. Вероятно, он же одним из
первых открыл специализированный гадательный салон.
Этейлла учел все: интерес современников к таинственному (черная
драпировка, череп, строгие ритуалы приема посетителей и выбора карт),
нравы предреволюционного двора (утонченные манеры, интриги,
"парижские тайны") и желание людей получить простые ответы на свои
простые вопросы: состоится ли свадьба, окупятся ли расходы, будет ли
удача.
Первый вариант его карт (Grand Etteilla, "Большая колода") был
еще слишком сложным: он включал не только рисунки, но и масонские
символы, знаки планет и созвездий и другие обозначения, непонятные
для непосвященных. Французская революция положила конец деятельности
большинства масонских лож и других тайных обществ, Учредительное
собрание молчаливо одобрило арест Калиостро, граф Сен-Жермен то ли
умер, то ли бежал в Германию; судьба самого Этейллы после 1789 года
нам неизвестна. Если он не был казнен, то, скорее всего, умер своей
смертью, лишенный возможности работать, еще до конца того века, к
которому принадлежал.
Как это часто бывает, слава пришла к Этейлле лишь после смерти,
зато теперь уже навсегда. Как указывают французские источники, еще
при жизни Наполеона сначала в провинции, а потом и в Париже начали
продавать Большую колоду Этейллы с объяснениями "по египетской книге
Тота". Скорее всего, это были не те карты, которыми пользовался сам
Этейлла, но в них было сохранено главное: система.
До нас дошли карты, напечатанные в эпоху Луи-Филиппа, т.е. в
40-х гг. XIX в. В 1848 году Луи-Филипп отрекся от престола, а
провинциальный издатель Батист-Поль Гримо, о котором мы также уже
упоминали ("Игральное Таро", N 12/92), разбогатевший на издании
игральных и гадательных карт, перебрался в Париж. Он и напечатал
сначала Большую, а потом и Малую, ныне самую популярную из колод
Этейллы (1850), или Египетское Таро. Это же издательство печатает их
и сегодня - а также Большую и Малую Ленорман, Марсельское Таро и
многие другие карты.
Вспомним еще раз основные положения системы Этейллы, ставшие
основополагающими элементами большинства систем современного гадания
на любых картах.
1. Для гадания используются все 78 карт, Старшие и Младшие
Арканы вместе. Этот принцип могут учитывать те, у кого есть полная
колода Этейллы в любом варианте; те же, у кого ее нет, могут
ограничиться 22 Старшими Арканами, описанными в этом номере журнала,
или использовать любую имеющуюся у них колоду карт Таро целиком.
2. Перед гаданием одна из карт принимается за Карту
Спрашивающего или "бланку": у Этейллы это Первый и Восьмой из Старших
Арканов. Первый, Хаос, обозначает мужчину и соответствует XXI Аркану
общего Таро (Мир), восьмой обозначает женщину и соответствует II
обычному Аркану (Жрица).
3. Pазличаются прямое и перевернутое положение карт.
Нумерация, названия и значение Старших Арканов у Этейллы
отличаются от традиционных. Не совпадают они и с соответствующими
описаниями в "книге Тота" ("Книга Гермеса", Аделаида, Австралия,
1985). Подробные характеристики Арканов по Этейлле, как Старших, так
и Младших, можно найти в "Таинственной книге Тота" (М., 1861), в
книге