а ум
имеет сильную тенденцию к хватанию, прилипанию к явлениям. В
действительности же выглядящее постоянным всё время вибрирует, меняется и
движется. В конце концов, нельзя даже сказать, что оно вообще существует.
Однако одновременно мы видим, что вещи возникают из пространства.
Следовательно, если мы сохраняем к ним определённую дистанцию, если нам
удаётся осознавать зеркало, в котором всё появляется, океан, на
поверхности которого возникают волны, тогда мы - в совершенстве защищены и
располагаем чем-то постоянным, чему можем доверять независимо от того, что
появляется и исчезает. Это пространство ума - не опасно и не ограничивает
нас никаким образом, мы в нём – неограниченно свободны. С одной стороны,
мы должны знать, что всё похоже на сон, а с другой, если в какой-то момент
нам кажется необходимым раскрыть значение наших снов, то мы можем делать и
это. Обычно я говорю: «Не принимайте всего всерьёз, позволяйте событиям
происходить, считайте это голосами детей у соседей, радугой или включённым
где-то радио. Не хватайтесь за это, просто позволяйте этому происходить».
Иногда, правда, вы можете подумать: «Эх, кажется, меня что-то ожидает.
Хотелось бы понять, что происходит». Лучшее, что вы можете тогда сделать,
это каждый раз перед тем, как ложиться спать, обещать себе, что запомните
свои сны. Потом, проснувшись, также повторите себе решительно несколько
раз: «Хочу вспомнить свои сны». Конечно, существует специальная медитация
сна, однако она работает с центром энергии в горле, и я никому её не даю.
Если не владеешь ей полностью, и рядом нет учителя, то наша речь и мысли
могут стать немного гневными и колючими. Поэтому не помню, чтобы я кому-то
давал эту медитацию, так как, выполняя её, нужно находиться рядом с
учителем. Мы с Ханной делали ритрит по Йоге Сна с Лопен Цечу Ринпоче в
Непале, и три недели всё было одним долгим сном, днём и ночью; это было
невероятно. Но мы были к этому подготовлены. И поэтому мы даём вам
медитацию, которая работает со сновидениями через ясный свет, через
состояние глубокого сна, в котором нет сновидений. Избегая, таким образом,
атаки на крепость сновидений непосредственно, мы завоёвываем территорию
вокруг, что становится возможным благодаря медитации в глубоком сне. Это
уже не трудно, поскольку ум в состоянии глубокого сна опирается на
сердечный центр, а тот никогда не ошибается. Он очень гибкий и может всё
вынести. Он - как кот, который всегда падает на все четыре лапы. Вы не
совершите много ошибок, работая с сердечным центром. Сочувствие в нём -
такое естественно сильное, что тут нет никакого риска.
Чтобы усиливать опыт того, что все явления подобны снам, в течение дня мы
выполняем фазы построения и соединения с Буддами в медитации. Это весьма
облегчает понимание того, что вещи не реальны. Сначала мы позволяем всему
раствориться, потом строим чистую вселенную, соединяемся с ней, а затем мы
и всё остальное исчезает, чтобы в конце появиться так, как вы того хотите:
вы являетесь, естественным образом, господином вашей вселенной. Ничто в
ней не навязано извне, всё в ней зависит от вас.
Таким образом, в течение дня мы получаем всё больше навыков преобразования
явлений. Затем, ночью, мы отдыхаем в Ясном Свете, являясь пространством и
открытостью. Из него, собственно, мы можем заглядывать в то, что делается
в снах. Мы можем наблюдать различные картинки и явления, видеть, как они
появляются и исчезают, можем с ними работать, можем решать, хотим ли
воспринимать их серьёзно или игнорировать, – всё это в наших силах.
Проникновение в сновидения, таким образом, также не опасно – вы просто
постепенно входите со всех сторон в состояние осознавания во сне и видите,
что там делается.
Природа сна – это прекрасный учитель, который очень многое показывает. Вы
можете вкладывать в сны пожелания, которые позже будут приносить пользу в
течение дня. Перед засыпанием вы можете, например, сконцентрироваться на
обещании Бодхисаттвы, на желании приносить пользу всем существам, на том,
что вы хотите сделать всех счастливыми, и так далее. И если вы
программируете ум таким образом перед