морды. Вы знаете, что больше их не увидите, и говорите им, как гостям
после плохого приёма: «Пока, больше никогда сюда не возвращайтесь». Вы
избавляетесь от всего этого, и это - действительно прекрасное состояние.
Вопрос: Что ты можешь сказать о состояниях медитации, во время которых
есть осознавание, хотя и не хватает ясности. Должны ли мы тогда постоянно
стараться вернуть концентрацию?
Ответ: Всё лучистое и ясное, как алмаз, является хорошим. Нёндро и другие
практики мы делаем для того, чтобы заполнить ум наибольшим количеством
положительных впечатлений. Когда мы позже медитируем на сам ум, «входим в
него», мы ощущаем его как лучащийся и ясный.
В монастырях Дзен очень важна суровая дисциплина, чистка мисочек, - там
мало еды, бьют по спине, и всё такое прочее. А мы в тибетском буддизме
строим, в первую очередь, прочное основание, чтобы, отталкиваясь от него,
двигаться дальше. Тогда всё наше дальнейшее развитие будет шире и
стабильнее. Поэтому также, когда медитируете на ум, вы должны всегда
прерываться в тот момент, когда это вам всё ещё приятно. Не только тогда,
когда ум ещё ясный, а также тогда, когда медитация вам всё ещё приятна.
Даже если это медитация с мантрой, в которой вы не должны постоянно
удерживать эту ясность, так как вибрация работает и подсознательно, тогда
также нужно заканчивать, когда медитация вам ещё приятна. Благодаря этому
у вас потом будет желание к ней вернуться. И наоборот, если вы будете её
продолжать через силу, то ваше эго всегда сможет находить повод её
избегать. Это также важно.
Вопрос: Если во сне получаешь посвящение, является ли это тем же, что
настоящее посвящение?
Ответ: Если чувствуешь, что получаешь настоящее посвящение, то это так и
есть. Однако нужно считать это благословением до того момента, пока не
получишь также «лунг» и «три» (разрешение на применение текста и пояснения
– прим. переводчика).
Мы окружены многими силовыми полями Будд. Мы, буддисты, имеем доступ ко
многим просветлённым аспектам. Мы занимались медитацией и в предыдущих
жизнях, и нам всё это знакомо. Поэтому можно полагать, что это настоящее
благословение и настоящее посвящение (если только Будды не говорят
странных вещей, не отвечающих здравому смыслу, противоречащих интересам
других людей и нашим собственным, если мы не слышим странных голосов,
говорящих: «Побей его!» или «Выпрыгни из окна!»). Если вы получили такое
благословение, но не получили пока посвящения наяву, то это всё равно, что
Будды говорят вам: «Мы тебя любим!». Можно просто этому радоваться, не
делая ничего другого.
Вопрос: Ты говорил, что энергии сходятся вместе в глубоком сне и входят в
центральный канал. Какую это имеет связь с моментом умирания?
Ответ: Да, это правда. Энергии в большой степени собираются в центральном
канале, однако, с другой стороны, они находятся в состоянии готовности.
Даже если кто-то спит очень глубоко, если его ударить – он проснётся.
После некоторых наркотиков, таких как морфин, ум попросту бывает крепче
связан с центральным каналом, но не происходит схождения энергий из разных
каналов в центр тела и также не исчезают внешние энергии и сами
энергетические каналы. Когда вы пробуждаетесь от глубокого сна или
наркоза, ум чувствует себя так же, как до того. Но если бы вы прошли через
состояния, близкие к смерти, тогда значительно труднее было бы вернуть
тело к нормальному функционированию – оно стало бы как будто чужим. Итак,
процесс умирания идёт дальше: когда энергии в центральном канале начинают
перемещаться к его центру, это значительно сильнее. Кроме того, когда
разрушатся остальные энергетические каналы, нелегко будет снова ввести в
них энергию.
Вопрос: Во сне я часто вижу людей, которые приходят и уходят. В то же
время, они мне кажутся не очень важными. Что это может означать?
Ответ: Это попросту распределение в сознании впечатлений предшествующего
дня и упорядочение их. В этом проявляется также мудрость ума,
показывающего самому себе, что все эти впечатления не имеют большого
значения и быстро проходят.
Вопрос: Однажды мне приснился сон, что меня застрелили,