Браман Чаттерджи
Сокровенная философия Индии
ее истинной природы. Какую же гипотезу можем мы установить относительно Первопричины? Эта Сила - разумна или не разумна? Единственный логический ответ: раз сила разумна в нас (т.е. единственный случай, когда она нам известна), мы не имеем никакого права утверждать, что она не разумна вне нас. В этом существенная разница между материализмом и идеализмом. Материализм (монизм) говорит, что все происходит от единой причины, но что причина эта неразумна; наш ведантинский идеализм утверждает, наоборот, что Первопричина - разумна, что она есть Бог, Божественное начало. 0 - 20 - Индус не будет спорить с материалистом, он скажет: "если ваша гипотеза вас удовлетворяет, тем лучше для вас. Но имеете ли вы доказательства, подтверждающие ваше положение? Вы не имеете его, у вас только гипотеза, ничем не проверенная, тогда как мы указываем вам метод, посредством которого вы можете сами проверить наши положения, если захотите дать себе этот труд". Мы утверждаем, что Первопричина - разумна, опираясь на показания Тех, Которые не предполагают, а знают. И законы логики за нас; мы знаем эту силу только в себе, и если она разумна в нас, почему бы она могла быыть неразумной вне нас? Но если Первопричина - разумна, что же такое все те движения, которые она порождает, если не выражения Ее желаний, Ее мыслей, Ее идей? Вот почему я выразился, что вселенная есть не что иное, как Божественное Мышление. Это даст нам ключ ко всей эволюции. С этой точки зрения мы можем рассматривать весь всемирный процесс как психологическое развитие, разумное и сознательное, в котором Бог производит все, оставаясь неизменным. Эту психологическую точку зрения принял Будда и другие учителя Индии и в следующих главах мы будем изучать вселенную, исходя из нее. Но процесс творчества может быть рассматриваем и с других точек зрения, например, с точки зрения музыкальной. Движения, производимые творящей Сущностью, суть ритмические колебания, воспринимаемые тем, кто способен к такому восприятию, под формой музыкальных звуков. С этой точки зрения вселенная представляется одной бесконечной гармонией, проявлением Божественного Создателя, великим оркестром, управляемым самим Богом. Все производится ритмическим колебанием и, как я уже упомянул, новейшие опыты подтверждают этот факт даже на физическом плане.* (* См. примечание на стр. ??) Следуя учению древних, вселенная есть грандиозная симфония, и те, которые умеют разрывать покровы физических чувств, знают неизреченную "гармонию сфер", о которой говорится в "Сновидении Сципиона". И Евангелие св. Иоанна не говорит ли вам о Слове: "Все через Него начало быть"? (Гл 1, 3) Слово Л о г о с, иначе - Великая Идея, первичный Звук. Мы уже видели, что Идея и Звук составляют одно. "Произнесение Слова" становится таким образом реальным фактором, я бы сказал даже научным; это - сотворение мира посредством Звука. Становясь на иную точку зрения, на точку зрения цветовую, мы можем рассматривать вселенную как прекрасную цветовую гармонию. Цыет есть действие движения на существо, воспринимающее это движение посредством особого органа. Возможно видеть цвета там, где их обыкновенно не видят. Когда раздается музыка, человек нашей степени развития не видит ничего, он слышит только звуки; но ясновидящий видит одновременно и цвета; это значит, что одновременно с его слухом на музыкальные вибрации отвечает и его зрение. Он воспринимает также и вибрации инфракрасных и ультрафиолетовых лучей. Таким образом Творчество, Божественное Мышление или ритмические колебания Глагола могут быть рассматриваемы из точки зрения цвета или света. Идея одна и та же, только точки зрения различны (последняя точка зрения принята некоторыми из философов Индии). Отсюда- естественный переход к геометрическому виду вселенной и к представлению эволюции как процесса математического. Ибо цвета располагаются в формах и фигурах. Вы не можете воспринять цвета иначе, как в известных формах в пространстве, формы же эти всегда правильны и геометричны. Примером могут служить кристаллы и сежинки, которые в безукоризненной правильности своих построений - только подробность, отражающая гармонию Всего. Затем, геометрические фигуры могут быть приведены к числам, откуда числовая точка зрения на вселенную, этот процесс превращения (редукции) был в постоянном употреблении у греческих философов. Но для них геометрическая концепция космоса была наиболее свойственной, откуда и надпись, которая виднелась на фронтоне всех их школ: "Тот не войдет сюда, кто не знает геометрии". Чтобы понимать их философию, требовалось глубокое