Браман Чаттерджи
Сокровенная философия Индии
Творчество уже не одновременно, но в последовательности. В третьем положении (точка В) оно воспримет новую часть вселенной в новом направлении и т.д. Предположите, что со временем оно обойдет весь круг; что оно увидит? Совершив полный оборот, оно увидит весь центральный круг, т.е. всю панораму Божественного Мышления. Но и Бог, находящийся в центре, не видит ничего иного; только Он видит все одновременно, сразу, без направления и последования. Вот почему та же идея, которую развивающееся существо воспринимает как круг, для центральной Сущности известна как точка. Круг и точка - тождественны; они представляют собой одну и ту же идею, воспринятую при различных условиях. 0 - 22 - Предположим далее, что другое сознание двигается по второму кругу, более удаленному от центра. Оно также видит центральную точку последовательно, в различных направлениях. Окончив полный оборот, оно также воспримет все представляющееся в центральном круге. Предположим, что это второе сознание движется с той же быстротой, что и первое. Так как круг, обегаемый им, более первого, то для него тоже восприятие центральной идеи потребует более продолжительного времени. Но в результате знание обоих сознаний тождественно: оба видели одно и то же. И так как для того и для другого объекты явились в одной и той же последовательности, у обоих появится одно и то же понятие об истекшем времени, тогда как нам, наблюдающим за ними, это время представляется как весьма различное для первого и для второго.* ------------------------------------------------------------------------ * Cлучается, что во сне мы переживаем в короткий миг события, которые потребовали бы нескольких лет для их реального переживания в физическом плане. Так как мы имеем понятие о времени благодаря последовательному восприятию фактов, мы пробуждаемся с впечатлением, что пережили не миг, а целый длинный период. ------------------------------------------------------------------------ Третий наблюдатель, находящийся на самом отдаленном от центра круге, обойдет этот круг в бесконечно более долгий срок, чем наблюдатель, находящийся в расстоянии ближайшем от центра. И, тем не менее, совершив полный оборот, он увидит тоже, что и первый, ту же центральную идею, но под видом круга огромной величины. Следовательно и этот круг, как и все остальные, равнозначущи (эквивалентны) с центральной точкой. Тоже самое и дальше: бесконечная орбита, вечность подлежащая прохождению, все приходит к одному и тому же. Еще раз психолог и математик приходят к одним и тем же выводам. Такова основная идея, которую мы должны составить себе о проявленном космосе: единая центральная точка, из которой все исходит и которую мы можем воспринимать только в последовательности. Физические аналогии подтверждают эту мысль, ибо все законы природы в основе одни и те же: что верно для атома, так же верно и для вселенной, различаются только условия. Так, в нашей солнечной системе мы находим центральное солнце, вокруг которого вращаются планеты. Их год есть время, употребленное для того, чтобы описать полный круг вокруг солнца. Это время по существу тождественно для всех планет, так как оно образовалось последовательной сменой одних и тех же фаз; но если мы возьмем срок для сравнения, например, земной год, мы увидим как это время изменяется соответственно условиям (расстояние), в которых пробегается орбита. Существенная подробность заключается в том, что чем более сознание удалено от центрального начала, тем восприятие его становится все более и более неясным и смутным. Планеты, наиболее удаленные от солнца, получают от него только смутный отблеск; точно так же и мы, находящиеся на физическом плане, видим только тени и смутные образы Реального, в такой степени мы удалены от центрального Солнца Духовной Истины. Если вы хорошо усвоите общую идею времени и пространства, вы лучше поймете процесс эволюции, процесс, который мы будем рассматривать с психологической точки зрения. Эта точка зрения одновременно и более понятная и более совершенная потому, что она рассматривает Единую Реальность как сознательную, самоуправляющуюся. Но прежде всего необходимо проникнуться тою истиной, что творчество действительно не имеет ни начала, ни конца. Все миры рождаются и умирают по очереди; наш мир не составляет исключения. Ему предшествовал другой мир; он плод этого другого мира и, расторгаясь, он представит зародыш для нового будущего мира. Этот последний, со своей стороны, будет причиной нового мира, и так продолжается творчество через двойную вечность прошедшего и будущего.