Браман Чаттерджи
Сокровенная философия Индии
во всей своей целости. Другим примером может служить мать, у которой настоящее материнское сердце. У нее ребенок, которого она любит всей душой. Предположим, что у нее родится другой ребенок, и что она любит его одинаково всей душой. Думаете ли вы, что вследствие этого ее любовь к другому ребенку уменьшится? Нисколько. Ее любовь проявилась теперь в двух объектах и в каждом во всей своей целости. Умножьте число детей, и если она истинно любящая мать, она проявит свою любовь всю целиком относительно каждого из них, и нежность ее к первенцу не уменьшится нисколько. Вы усмотрите в этом психологический принцип с сложным проявлением, открывающийся в каждом проявлении во всей целостности. Та же идея выражалась индусскими философами с помощью следующей аналогии. Поставьте один подле другого сосуды, наполненные чистой водой; одно и то же солнце будет отражаться все в каждом из сосудов. Точно так же и одна общая душа отражается во всей своей целости в каждом из представителей вида: в том стаде овец, о котором мы упоминали живет одна общая душа. Теперь может быть станет более понятным, каким образом может твориться постепенная дифференциация общей Души, сущей во всей мировой эволюции. В начале нет ничего, кроме Единого Все, и это Единое раздробляется все больше и больше, каждая "общая душа" постепенно разделяется и снова подразделятеся на души все более и более обособляющиеся. Дифференциация эта происходит путем воздействия внешних деятельных начал на формы.* ------------------------------------------------------------------------ * Каждое существо одновременно и жизнь, и форма. При помощи дифференциации развивается собственно жизнь; форма только красивое орудие этого раздробления, необходимое орудие без которого жизнь не может войти в соприкосновение с внешними воздействиями. Как только форма сыграет свою роль, она разбивается, умирает, а жизнь продолжая свое развитие проявляется под новой формой. Таким образом внешние воздействия на преходящие формы, производя раздробления, ????? в тоже время эволюцию непрерывающейся жизни, которая одушевляет эти формы. ------------------------------------------------------------------------ Возьмем какой-либо вид из царства растительного. Отделите несколько образцов этого вида и окружите их условиями, сильно отличающимися от тех, которыми был окружен материнский вид в природе. Эти новые условия повлияют на душу вида - поскольку она проявляется в отделенных вами образцах - в такой степени, что эта отделенная группа не в состоянии будет поддерживать свое прежнее отношение к остальному виду. Вы создадите таким образом собирательную второстепенную душу, которая уже не может быть слита с общей душой вида. Другими словами, вы создали новый вид, развившийся из предыдущего. Эту же идею можно осветить иначе, если вспомнить, что все в мире - вибрация. Попробуйте взглянуть на жизнь вида как на особый род вибрации. Если вы выберете несколько отдельных экземпляров и насильственно подвергните их новым, иного рода колебаниям, эта группа отделится от материнского вида и сделается родоначальником нового вида. Таким образом, разница условий, которым подвергаются виды, постоянно дифференциирует жизнь, которая представляет собою субстрат этих видов; и эта дифференциация продолжится через все три низшие царства природы, пока не произойдет человек. 0 - 29 - Начиная с этого момента, каждое существо организуется своей особой душой или человеческой индивидуальностью, которая продолжает свою эволюцию независимо, провляясь повторным образом в целом ряде форм или личностей, все более и более совершенных, по мере усилия индивидуальности. (Индивидуальность или человеческая душа и есть "низший Манас", о котором шла речь в первой беседа, личность образуется из четырех низших начал человека). Здесь мы доходим до последней грани подразделения: можно сказать, что каждый человек представляет собою отдельный вид. Человек появляется в начале в виде дикаря, не только не превышающего животное, а с виду даже ниже животного. Одна из причин такого как бы движения назад в эволюции лежит в том, что сумма умственных способностей, достаточная для руководства животным организмом, совершенно недостаточна для организма человеческого. Отсюда возвратное движение, наблюдаемое на всех переходных ступенях развивающихся существ. Так, наиболее развитые растения проявляют все признаки большой чувствительности; они приобрели уже сравнительно обширный опыт, и жизнь, их одушевляющая, должна постепенно перейти в состояние животной жизни. Все ученные признают, что трудно