Браман Чаттерджи
Сокровенная философия Индии
сольется с нашим божественным Ego,* (* Ego следует понимать как Божественное Начало в человеке, триаду: Atma (cоответствует Божественное Воле), Buddhi (Мудрости), Manas (Деятельности) Прим. перев.), которое и есть истинная бессмертная душа человека. Тогда все наши воплощения предстанут перед нами как столько же дней в единичной жизни. Таковы главные черты великого закона Перевоплощения, который правит ростом человеческой Индивидуальности. Рост происходит медленно, следуя закону чередования, до тех пор, пока человек, достигнув совершенства, не будет более нуждаться в перевоплощении, когда он станет более, чем человеком.0 0 - 36 - VII EКАРМАF До сих пор мы были заняты обозрением мировой эволюции. Мы видели, что по существу принцип Бытия - Един, мы видели его тождество в человеке и в космосе. Мы узнали мировой закон чередования, по которому все идет вперед, проходя через ряд периодически возобновляемых проявлений, мы убедились, что тот же закон, под видом "перевоплощения", действует и в существе, достигшем индивидуальности, т.е. в человеке. Нам остается рассмотреть почему эти периодические проявления позволяют нам идти вперед и совершенствоваться. Перед нами два разряда фактов из области потусторонних наблюдений: перевоплощение - с одной стороны, эволюция - с другой. Мы постараемся сегодня найти ту связь, которая существует между этими фактами, иначе - постараемся выяснить их общую причину. Причина эта - действие. "Карма". Санскритское слов Карма, вернее- "Karman" означает в буквальном смысле: деятельность, действие. Отсюда - значение Кармы, как "закона причинности"; ибо каждая причина есть дейcтвие и каждое действие есть - в свою очередь - причина. Действие - необходимый результат какой-либо деятельности; действие само по себе- активно, и рассматриваемое в свою очередь как причина, оно зарoждает новые действия. Весь процесс носит название Кармы потому, что ряд причин и действий представляет собою в осуществлении последовательные деятельности, зарoждающие одна другую. Все думающие, что знают восточную философию, понимают по Кармой закон, управляющий исключительно судьбой человеческой. В действительности, значение Кармы много шире: она применима ко всей космической деятельности во всей ее полноте; она управляет творчеством во всей целости.* ("Karman" и Латинский глагол "cre-are" происходят оба от одного санскритского корня "kri", что означает творить, делать.) Из этого вы усмотрите, что проследить закон Кармы во всех его разветвлениях, которые обнимают собой вселенную, недоступно для нашего ограниченного понимания. Вот почему великие учителя Индии, в том числе и Будда, запрещали своим ученикам всякие споры, имевшие целью разъяснить этот вопрос во всей полноте. По их мнению, Карма, в своей сути - непостижима для нашего ума. Тем более в беглом очерке, как наш, нет возможности дать более чем самый общий очерк основных принципов, относящихся к этому мировому закону. Первый из этих принципов следующий: всякая вещь существует активно; быть и действовать - одно и тоже. Во всем мире нет ни единой субстанции, которая не была бы деятельна. Например, этот карандаш, который я держу в руке, разве он - пассивен? Если вы так думаете - вы ошибаетесь. Его субстанция кажется вам инертной, а между тем вы видете его только потому, что он изменяет свет, который отражается на вашей сетчатой оболочке, следовательно, карандаш этот действует. Кроме того, и ученый, и ясновидящий одинаково скажут вам, что каждая частица, составляющая его, находится в активном движении. Установив это, мы можем разделить объекты на деятельности простые и сложные; примером простой деятельности может служить первичный физический атом. Затем, можно представить себе множественность таких атомов или простых вихрей, соединенных между собой законом и образующих сложную единицу. Комбинация этих единиц даст новый центр деятельности, еще более сложный. Человеческое тело может служить примером: каждая клеточка может быть условно рассматриваема как "простая деятельность"; известное число сгруппированных клеточек образует орган, новую сложную единицу, а известное число органов, соединенных по определенному закону, составит человеческое тело. Это последнее, в свою очередь, может быть принято за единицу: продолжая обобщение, мы будем иметь нацию, расу, человечество, ряд единиц все более и более сложных, соединяющихся под конец в целую вселенную. Следовательно вся вселенная - деятельность, относительно простая или сложная; космос есть великое целое всех этих деятельностей, целое - планомерное, гармоническое,