Браман Чаттерджи
Сокровенная философия Индии
стремятся постоянно связать нас, ибо они производят свои последствия, как только к тому представляется случай. Но наши деятельности так противоречивы, что только некоторые из них согласуются от времени до времени между собой. Так что - в течение наших существований - мы нагромождаем целые горы причин, которые не могут до времени осуществиться. Эти причины образуют то, что мы могли бы назвать технически "скрытой или накопленной Кармой" (по санскритски sanchita kаrma, скрытая карма). Наоборот, карма, действия которой проявляются в настоящее время в нашей природе, в нашем характере, в наших обстоятельствах и т.д., будет носить название "Кармы действующей" (prarabdha karma). Эта часть нашей кармы определяет направление нашей текущей жизни и мы увидем вскоре как выполняется ею то, что можно назвать "естественный подбор". Наконец, карма новая, которую зарождают ежеминутно наши различные деятельности, может быть названа "зарождающейся кармой" (kriyamana karma*). (* Именно эта карма представляет собой созидательную силу человека, залог его свободы. Позднее мы увидем, как "ученик", посредством сознательно направленной деятельности, может изменить свою "судьбу" (prarabdha), даже до полного ее уничтожения. Он может также привести в действие свою "скрытую карму" (sanchita) и тем заплатить в несколько коротких воплощений долг, который - иначе - возвращал бы его на землю бесчисленное количество раз). Смотря по тому, совместима она с нашими настоящими деятельностями или нет, ее можно отнести или к первой категории (sanchita), или ко второй (prarabdha). Следовательно мы живем под влиянием двойной совокупности кармы: одна ожидает как бы в тени случая, чтобы проявиться, другая производит свои действия непосредственно. Из этого можно вывести, что "скрытая карма", за отсутствием случая, может переноситься из одной жизни в другую и оставаться как бы погребенной в продолжении многих воплощений, чтобы ожить и принести плоды - подобно зернам, находимым в египетских саргофагах - как только появятся на лицо все необходимые условия. Из этого великого резервуара* выбираются причины, долженствующие управлять каждым отдельным воплощением; чтобы проявиться совместно, причины эти не должны уничтожать одна другую. (* Следует помнить, что в этот резервуар входит и Карма, зачатая человеком в период, следующий за каждой физической смертью. Это один из важных факторов, так как во время пребывания человека в ментальном и астральном планах, усилия и желания его земного существования превращаются в способности. (Мы даже видели, что может возникнуть новая карма, если пребывание человека в астральном мире продолжается ненормальным образом.)) Кто же делает этот естественный подбор? Силы, которые можно назвать "законами кармического подбора". В природе мы беспрестанно наблюдаем действие аналогичных законов. Посадите дерево и окружите его всевозможными питательными веществами: дерево выберет из всей массы то, что подходит для его роста и для его свойств; остальное будет отброшено. Вы увидете, что везде, где есть жизнь, есть и естественный подбор, человек не составляет исключения. 0 - 40 - Законы эти могут быть рассматриваемы и с другой точки зрения; их можно мыслить как Сущности, "Владыки Кармы", ибо между законом и деятелем, приводящим закон в действие, нет существенной разницы. Мы ничего не можем знать о законе кроме того, что это - планомерный способ деятельности. Подумайте о каком бы то ни было законе; вы не можете мыслить его иначе, как под видом деятельности.* (* Пример: сила тяготения - закон, но понят он может быть только как действие всемирного притяжения.) А мы знаем, что всякое действие требует деятеля. Один и тот же объект явится нам или как действие (карма), или как деятель, смотря на какую точку зрения мы станем. Кто из вас знает меня? Когда я говорю с вами, ваши чувства задеваются совокупностью деятельностей, впечатление от которых вы назовете: звук, цвет и т.д. Которое же из этих впечатлений - я сам? Во мне, как и во всем мире, вы различаете только совокупность правильно расположенных деятельностей, различаете только закон. Сущность повсюду ускользает от вас, вы знаете ее только в себе. Глядя на меня, вы заключаете только по аналогии о наличности существа, но вы и права не имеете заключать иначе. Закон природы- с вашей точки зрения- только планомерные деятельности, с этим я согласен; но если вы возьмете их в их совокупности, если вы постараетесь поставить себя на их субъективную точку зрения, вы можете с полным правом рассматривать их, как Сущности. Всемирный Закон