Браман Чаттерджи
Сокровенная философия Индии
от животного. Именно эти чувства дают нам ощущения величайшего блаженства, и человек нередко признает именно этот фактор своей душевной жизни за свою истинную суть, за свое "я". Этот фактор отличается от "ментального", подверженного постоянным изменениям, в такой же степени, как газ отличается от твердого или жидкого вещества. Если мы начнем анализировать духовную природу человека, то мы найдем, что и она в свою очередь изменяется. Духовность может расти; кто упражняется в самоотречении и любви, может развить в себе эти свойства до высокой степени. Ощущение блаженства может посетить и покинуть нас. Отметим, что и эти перемены мы способны подмечать, следовательно, духовная природа не есть еще истинное Я (Эго) человека. Позади нашей духовной природы есть некто, познающий изменения даже в высшей сфере нашего существа. Этот "некто" и есть Я (Эго) человека, единственный свидетель, который заносит в списки все изменения состояния духа, тела и мысли. Таким образом, тело, мысль, духовный элемент и, наконец, Эго, свидетель всего, что изменяется, таковы четыре фактора, которые мы отличаем путем непосредственного анализа человеческой природы. Эго есть единый субъект, относительно которого все остальные элементы человеческого существа не более как объекты. Глядя внутрь себя, вы более или менее ясно почувствуете деятельность этих различных факторов. Искренний ученик, одаренный необходимой для того готовностью, может, путем терпеливо сосредоточенного внимания и воли, достигнуть возможности проверить все сказанное на деле. Он будет в состоянии отделить одно от другого эти различные факторы и, сознавая свою истинную суть, постепенно вводить свое сознание в область наиболее возвышенных начал, из которых состоит его существо. Мимоходом упомяну, что этот процесс постепенного отделения своего высшего Я вызывает то состояние, которое носит название "экстаза". Возможно покинуть на время свое тело, чтобы собрать опыт и веденье в сверхчувственных областях Природы. Только тот, кто способен достигнуть такого состояния, может проверить собственным опытом реальность сказанного мной. К сожалению, такая проверка доступна только очень немногим, потому что мало людей, обладающих необходимыми для этого способностями, еще менее таких, у которых достанет терпения, чтобы развить эти способности до конца. Ничто не звучит так странно для восточного философа, как мысль, что у человека совсем нет бессмертной души. И кто говорит это? Адвокат признается охотно в своей несостоятельности в вопросах медицины; он не посвящал этой науке ни времени, ни сил, и скромность в этом вопросе становится для него обязательной. Но, как это ни странно, никто не удивляется, когда слышит отрицание а приори бессмертной души со стороны людей, которые не посвятили изучению психологических вопросов и тысячной доли времени и энергии, отдаваемой ими на вершение своих дел! Прежде чем отрицать бессмертную душу, следовало бы посвятить исканию ее хотя бы десятую часть той энергии, которая растрачивается повсюду. Теперь мы можем подвинуть наше расследование несколько дальше. Материя нашего тела иная, чем материя неподвижных тел, поэтому ее называют органической, хотя можно с уверенностью предвидеть то время, когда химия признает в каждой материи организацию, в различных только степенях. В теле нашем, так называемая неорганическая материя состоит под влиянием и управлением фактора, который мы называем "жизненным началом", и который материю эту превращает в организм. 0 - 9 - Таким образом, в нашем физическом теле обозначились два начала: грубая материя и жизненная сила. Эту жизненную силу мы назовем началом эфирным. Исследуя физические тела, мы находим в них вещество более тонкое, чем газ, это вещество - эфир. В материи неорганический эфир недостаточно выразился для того, чтобы жизненные силы, для которых он служит основой, проявили свою деятельность. Эфир есть и в неорганической материи, им проникнута всякая материя, твердая, жидкая и газообразная, но жизненное начало находится там в состоянии еще скрытом. Но, как только жизненное начало освобождается от преобладания низких элементов материи, оно их тотчас же группирует и организует: тогда настает время для проявления царства растительного. Именно это "жизненное начало" и есть организующий фактор нашего физического тела. Определенная эфирная материя, служащая ему основой или проводником, будет носить в наших беседах название "эфирного тела".* (* В современной литературе, занимающейся этими вопросами, различные начала человека носят название или "проводник",