Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
Бокар Ринпоче ЧЕНРЕЗИГ, ГОСПОДЬ ЛЮБВИ ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ НА БОЖЕСТВЕ ПРЕДИСЛОВИЕ Медитация на божестве, вероятно, среди всех практик Тибетского Буд- дизма наименее понята, причем использование в ментальном и духовном раз- витии визуализируемых образов составляет сердцевину данной практики. В течение более чем тысячи лет монахи, монахини и йоги-отшельники развива- ли и совершенствовали этот уникальный стиль медитации. В недавнее время многие тибетские мастера, находящиеся в изгнании, активно преподавали учения в западных странах. Эти наставники весьма щедро делились своим созерцательным знанием и опытом, что включало также и указания по медитации на божестве. Небольшое, но растущее число людей попробовало практиковать эти учения. Для большинства то был не легкий путь. Многие ощущали здесь нечто, имеющее весьма большую ценность, но и нечто весьма сложное, чтобы приблизиться к этому. Для человека, не вы- росшего в кругу тибетской культуры, плодотворность практики медитации на божестве требует глубокого понимания ее базовых принципов и направления. Бокар Ринпоче в данном небольшом томе обращается непосредственно к нуждам и заботам западных практикующих, отважившихся вступить на возвы- шенное, однако временами, сбивающее с толку поприще медитации на божест- ве. Он четко определяет принципы и излагает теорию данной медитации при- бегая к минимуму технической терминологии, и потом дает наставления по практике Ченрезига. Многие годы обучения, практики и преподавания делают его исключительно компетентным в возможности преподносить такие учения. Благодаря своему глубокому опыту и мудрости, сконденсированным здесь, Бокар Ринпоче раскрывает некий мир и создет условия для установления подлинной связи с этим миром. И все же необходимо сказать тем, кто заитересуется и захочет далее следовать настоящей практике, что книга не заменяет контакт с живым учи- телем. Будда Сакьмуни использовал устные наставления как базовое средс- тво поучения и все Буддийские медитативные линии продолжают такой обы- чай. Сейчас по всему свету можно найти множество центров дхармы, где имеются условия для получения квалифицированное руководство по практи- кам, обсуждаемым в настоящей книге. Книга, вроде этой, является результатом усилий многих людей. Мы глу- боко признательны Бокару Ринпоче, который дал столь особые учения и Франсуа Жакемару за то, что тот предпринял такую тяжелую задачу перевода их с тибетского на французский язык. Большая благодарность Жене Майер за ее любовь и поддержку на всех фазах работы над проектом. Билл Войт лю- безно согласился прочитать начальный набросок Английского перевода. Дже- нифер Пессерау тщательно пересмотрела всю рукопись. Многие ее предложе- ния значительно улучшили окончательную версию. Брэд Пиерман великодушно позволил нам использовать его офис и компьютерное оборудование. И пос- ледняя, но не меньшая благодарность юному Патрику за терпение и понима- ние в ходе интенсивных периодов работы. . СОДЕРЖАНИЕ Введение к французскому изданию .............. ПРИРОДА БОЖЕСТВА ................................ Абсолютный и относительный Ченрезиг .......... Сострадание .................................. Присутствие Ченрезига ........................ Генезис Ченрнзига ............................ Страна Блаженства и Потала ................... Мантра "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУНГ" .................. ПРИНЦИПЫ НАСТОЯЩЕЙ МЕДИТАЦИИ .................... От нечистого к чистому ....................... Инициация .................................... Две фазы медитации в Ваджраяне ............... Общие функции медитации Ченрезига ............ Особые функции двух фаз ...................... Характеристики фазы построения ............... Как научиться визуализировать ................ МЕТОДЫ МЕДИТАЦИИ ................................ Подготовка ................................... Фаза построения .............................. Фаза завершения .............................. Заключение ................................... ПОВСЕДНЕВНАЯ ПРАКТИКА ........................... Пусть явления самоосвобождаются .............. Пусть шесть групп чувств самоосвобождаются ... Пусть обстоятельства самоосвобождаются ....... Практика сна ................................. Практика во время еды ........................ МАСТЕРА ПРОШЛОГО ................................ Гелонгма Палмо ............................... Сонгтсен Гампо ............................... Кьергангпа ................................... Гьялтсе Томе ................................. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................