Бокар Ринпоче
ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ
которого сейчас также практикуется мно- гими и на западе? Лучезарный ли это бог, мягкий и сострадательный, который, с далекого неба, постоянно следит за судьбой существ, как верят большинство тибет- цев? Или это простое символическое изображение, как иногда думают на за- паде? Или же он - это другая реальность, более глубокая и богатая? Во-первых, нам надо понять, что Ченрезиг является как видимостью, бо- жественной манифестацией, так и сущностью, внутренней реальностью, при- чем одно не исключает и не противоречит другому. Видимость Ченрезига - это символ, через который делается явной его сущность. Посредством этой видимости мы можем подступиться к сути Ченрезига. Видимость разрежает сущность не более, чем суть отрицает видимость. Полагать будто Ченрезиг имеет лишь внешнее к нам существование, было бы ошибкой. Но было бы ошибкой также и видеть его всего лишь как абстракцию. Необходимо уловить связь между двумя аспектами божества (видимостью и сущностью), с тем чтобы понять как его природу так и медитацию. Сперва, кто такой Ченрезиг по 1сути 0? Ченрезиг - это способ бытия ума, который является союзом пустоты и сострадания. С точки зрения безусловного смысла Ченрезиг - это предель- ная природа ума. Другими словами, можно сказать, что Ченрезиг - это 1 бод- 1хичитта 0 в ее двух аспектах: - Абсолютная 1 бодхичитта 0 соответствует пустоте, - Относительная 1 бодхичитта 0 соотносится с состраданием. Когда описывается природа ума, наиболее часто употребляют термины пустоты и ясности, нежели пустоты и сострадания, как мы только что сде- лали. На деле, ясность и сострадание - одно и то же; они обозначают ди- намическое выражение ума. Для описания этих двух неразрывно соединенных аспектов употребляется много синонимов: - пустота и сострадание, - знание и средства, - абсолютный аспект и относительный аспект, - способ бытия и способ проявления, и так далее. Какие бы слова мы ни применяли для него, Ченрезиг возникает из одной и той же реальности. Он - пробужденная природа ума каждого существа, лю- бовь и сострадание, искони присутствующие в 1 дхармакае 0. Ченрезиг внутри нас, потому что любовь и сострадание не являются ка- чествами, добавляемыми к уму. Эти качества являются частью пробужденного состояния, даже если, в данное время, для нас это состояние существует только потенциально. Различные степени любви и сострадания, которые мы наблюдаем у разных существ, сообразуются с большей или меньшей актуализацией этого потенци- ала, и с более или менее сильным влиянием Ченрезига в нас. Но нельзя сказать, что какое-либо существо полностью лишено любви и сострадания, поскольку этим бы отрицалась в таком существе пробужденная природа, об- щая всем существам. Просто, шоры, закрывающие ум, временно могут быть настолько толстыми, что сокрытые свойства никак не могут выразиться. Фундаментальное неправильное функционирование нашего ума принимает форму разделения на я и другое. Мы ошибочно хватаемся за "я", на которое пересаживается привязанность, и в тоже самое время мыслим "другое", что становится базисом неприязни. Такая двойственность не дает проявиться свободному и спонтанному выражению любви и сострадания, удерживает их в потенциальном состоянии. Результатом становится то, что, вместо пожела- ния счастья существам, мы желаем счастья себе. Вместо стремления к уст- ранению их страдания, мы стремимся к устранению собственного страдания. Вместо радости счастью других, мы рады своему счастью. Вместо того, что- бы равностно видеть существ, мы вовлекаемся в игры, отдавая кому-то предпочтения и становясь на чью-то сторону. Так что, "наш" Ченрезиг ос- тается сокрытым. Фраза о том, что Ченрезиг является предельной природой ума не отрица- ет манифестации его формы. Сущность выражает себя через видимость. Чен- резиг существует на уровне буквального смысла, когда проявляется в форме божества, в которой он обычно известен. Он - видимое выражение, которое принимают все будды с целью помочь нам активизировать любовь и сострада- ние, находящиеся в данный момент в нас лишь потенциально, и раскрыть в нас самих предельного Ченрезига. Даже его имя выражает его природу; каж- дый слог, что составляет его тибетское написание имеет смысл: - 1чен 0 значит глаз; - 1ре 0 дает представление о непрерывности; - 1зиг 0 означает взгляд. Получается 1 Ченрезиг 0 - тот, кто "неотрывно смотрит на всех существ взором сострадания." Отношение Ченрезига, как потенциала сострадания в нашем уме, к Ченре- зигу, проявляющемуся в качестве божественной формы, - вот настоящее ос- нование этой практики: -