Бокар Ринпоче

ЧЕНРЕЗИГ ГОСПОДЬ ЛЮБВИ

С одной стороны, Ченрезиг, как проявленное божество, олицетворяет и передает силу милости и сострадания ума всех будд; - С другой стороны, наш ум наделен возможностью любви и сострадания; - В-третьих, неизбежная взаимосвязь, соединяющая все, заставляет с не- обходимостью действовать первый фактор на второй и раскрывать его. Без возможности, присутствующей в нашем уме, божество оставалось бы внешним, прекрасным и сияющим, но неэффективным видением. Без божества наш потенциал остается незадействованным. Так происходит с точки зрения пути. Однако, с точки зрения предельного пробуждения, вне понятий о внешнем и внутреннем и вне всякой двойственности, - больше не существует разницы между божеством и нашим собственным умом, самим буддой. Когда мы делаем медитацию Ченрезига, то если видим, что любовь и сострадание растут в уме, - это знак плодотворности практики. Относи- тельный Ченрезиг является тогда опорой развития абсолютного Ченрезига, который всегда остается в нас. Понимание того, что Ченрезиг в действи- тельности не отделен от нас и что он неотъемлем от нашего ума, позволяет нам глубоко проникнуть в практику. Нам необходим относительный Ченрезиг, чтобы реализовать предельного Ченрезига. Медитация на форме и атрибутах божества и декламация его 1мантры 0 приводит нас к реализации сострадания, присутствующего в нашем собственном уме, таком же пустом. Сила милосердий, передаваемая относи- тельным Ченрезигом, направляет нас к абсолютной природе собственного ума, динамикой которого является любовь и сострадание. Сострадание Ченрезиг и сострадание являются, как мы только что увидели, одной и той же реальностью. Великий Сострадательный - это форма, принимаемая ди- намикой бесформенного ума. Поэтому неплохо бы понимать природу любви и сострадания. Нам сперва необходимо оценить то, насколько нам повезло иметь челове- ческое существование. Если сравнить самые наши огромные страдания или серьезнейшие трудности с теми, которые претерпевают животные, мы увидим, что наше состояние не настолько болезненно, как их. Когда, например, жи- вотное больно, его физическое страдание одинаково человеческому страда- нию от болезни, но у животного нет средств уменьшить муку; оно не может описать болезнь, у него нет ни врача ни лекарств, на которые можно было бы положиться. Когда животное подвергается сильному холоду или интенсив- ному жару, у него нет ни малейшей возможности укрыться от них. Когда на них взваливают тяжелейшую работу, животное не вольно отказаться. Между тем как люди, даже самые бедные и наиболее лишенные, имеют некую толику свободы, благодаря которой пытаются найти средства, могущие улучшить их положение. Большинство людей, однако, видят лишь их собственное страдание и неп- рестанно стенают по поводу самих себя: "Как я страдаю! Как долго я бо- лею! Как мучительно мое состояние! Какие громадные наши сложности!" Они никогда не задумываются о том, чтобы рассмотреть страдание других, даже когда это страдание, как в случае с животными, значительно более сильное и жестокое, чем их собственное. Если мы не понимаем страдания других, мы совершаем много поступков, которые оказываются вредоносными. В виду своих негативных характеристик, эти действия приводят к страданию в будущих жизнях, хотя мы разумеется и не желаем этого. В Буддизме, в целом, и в частности в великой колеснице, тот простой факт сознательности относительно страдания других и их трудностей, расс- матривается как весьма благотворное внутреннее отношение, ведь оно поз- воляет естественно зародиться в нас любви и состраданию. Любовь и сострадание суть два близкородственных понятия. Они, тем не менее, различаются расходясь по направлению: получение счастья или же подавление страдания. Во-первых, любовь - это пожелание существам быть счастливыми как в настоящем, так и в будущем. Кармической причиной счастья является поло- жительное действие тела, речи и ума. Счастье в будущих жизнях зависит от того, как мы используем нашу теперешнюю жизнь. Любовь, значит, не только желает счастья для других в этой жизни, но также желает и того, чтобы другие закладывали фундамент счастья на будущее посредством положитель- ного образа действий. Сострадание, с другой стороны, берет страдание за точку отсчета. Сострадание есть пожелание того, чтобы существа могли немедленно освобо- диться от страдания, являющегося результатом прошлых негативных дейс- твий, и чтобы не создавали причин будущего страдания своей отрицательной деятельностью в настоящем. Счастье других, сейчас и в будущем, и прекращение страдания других, сейчас