свои периоды деятельности и отдыха, жизни и смерти.
Среди млечного пути звезд рождение и смерть миров вечно следует
одно за другим правильной чередой в торжественном шествии Космичес-
кого Закона. Так повествует легенда о Первой Тайне Космоса - о ве-
ликом космическом ритме Бытия и Небытия.
Тайна вторая
ПО ТУ СТОРОНУ КОСМОСА (ПАРАБРАМАН)
Ты познал тайну о великом Космическом Ритме. Ты теперь
знаешь о вечной смене циклов Вселенной. Ты захочешь уз-
нать и дальнейшее:
Что же устанавливает длительность этих периодов?
Что же дает импульс повторным рождениям Космоса из
Небытия?
Слушай, что расскажет об этом легенда.
В древнеиндусской книге "Вишну-Пурна" есть такое место: "Не бы-
ло ни дня, ни ночи, ни земли, ни тьмы, ни света, ничего, кроме Еди-
ного, непостижимого разумом, или Того, что есть Парабраман".
Вспомним такие фрагменты из первой легенды, в которых говорится
о "Едином в его дыхании без вздоха" и о "Нерушимом Вечном Дыхании,
не знающем себя".
Эти отрывки говорят о том, что во время Маха Пралайи, когда все
сущее растворилось в небытие, все же остается существовать нечто
Нерушимое. Это есть Великий Космический Принцип, беспричинная При-
чина Бытия, который после Махи Пралайи вызовет появление Вселенной.
Так же как после потухания огня, после его растворения в небитие
остается "принцип огня", который делает возможным повторное прояв-
ление огня, вызывающее его к бытию. Этому великому божественному
принципу или закону в легендах дано название - "Парабраман" - То,
что лежит за Браманом, что находится по ту сторону Брамана-Космоса.
Это Единое и Бесконечное Начало существует от Вечности, являясь
пассивным либо активным в регулярной и гармонической последователь-
ности. При начале периода деятельности совершается распространение
этого Божественного Начала - и видимый мир является конечным ре-
зультатом длинной цепи космических сил, последовательно приведенных
в движение. Так же, когда наступает возвращение к пассивному состо-
янию, происходит сокращение Божественного Начала и предыдущее сози-
дание постепенно и последовательно растворяется. В другой Древней
Книге об этом сказано так: "Выдыхание непознаваемого Начала рождает
мир, а вдыхание заставляет его исчезать. Этот процесс продолжается
извечно, а наша Вселенная есть лишь одна из бесконечных серий, не
имеющих ни начала, ни конца."
Эта величественная причина всего сущего легендами древности по-
лагалась в основу мироздания. Все древние народы поклонялись этому
Божественному Началу под разными наименованиями, соответствующими
каждому народу, каждой стране. Вот как славословит это великое по-
нятие один из гимнов Абсолюту-Парабраману:
Ты - Един, начало всех чисел и основа всех построений.
Ты - Един, и в тайне Твоего Единства теряются мудрейшие
из людей, ибо они не знают его.
Ты - Един и Твое Единство никогда не умаляется и никог-
да не расширяется и не может быть изменено.
Ты - Един, но не как элемент исчисления, ибо Твое Един-
ство не допускает умножения, изменения или формы.
Ты - существуешь, но в Себе Одном, ибо никто другой не
может существовать с Тобой.
Ты - существуешь прежде всех времен и вне всякого мес-
та.
Ты - существуешь и Твое существование так глубоко и
сокровенно, что никто не может проникнуть в Твою Тайну и от-
крыть ее.
Ты - жив, но вне времени, которое можно установить или
знать.
Ты - живешь, но не силою духа или души, ибо Ты есть сам
Душа всех Душ!
Во всех легендах и гимнах указывается, что этот Вездесущий Веч-
ный Беспредельный и Непреложный Принцип превышает мощь человеческо-
го понимания. Он может быть лишь умален человеческими выражениями и
уподоблениями. Поэтому считается, что никакие рассуждения о нем не-
возможны. Так Сократ неизменно отказывается обсуждать тайну Мировой
Сущности. Абсолют есть Беспредельность, поэтому всяческие суждения
о Нем неизбежно будут лишь ограничениями Его. Величие и красота
Беспредельности не укладывается ни в нашем ограниченном представле-
нии, ни в наших терминах, и должны оставаться в пределах Несказуе-
мого. Поэтому Непознаваемая Причина Космоса остается Величайшей
Тайной, навсегда непостижимой. Мы можем постигать лишь различные
аспекты и проявления этого Абсолюта, этой вечно невидимой Души Кос-
моса.