Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

событиях, это

"сновидение" представляется гораздо более реальным, чем

апатичное восприятие _приевшегося_ внешнего мира. Характерной

чертой "астрального мира" является также то, что хотя мы при

наличии определенной практики можем проявить здесь сознательную

активность, основной поток "астральных событий" протекает

независимо от нашего сознания.

"Иногда, пытаясь объединить представления о визуализируемых

божествах (Девиатах) как о утилитарных символах, создаваемых для

целей медитации, с представлениями о них как о действительно

самостоятельных сущностях иных планов, их соотносят с той

категорией явлений, которую Юнг называет "архетипами" -

образами, существующими в умах всех людей как часть

коллективного наследия человечества. С другой стороны, Юнг

никогда не говорил об архетипах как о чем-то способном выходить

из-под контроля, а Девиаты могут это делать [11], - в связи с

чем, кстати, мастера визуализаций предостерегают от дилетантских

экспериментов с "глубинными силами человеческой психики":

"Практиковать визуализацию - все равно, что ложиться спать рядом

с беременной тигрицей. Среди ночи она может проголодаться и

съесть вас" [22]. Говорится, xто драконы в заколдованных лесах

_там_ - сила не менее реальная и опасная, чем грузовики на

улицах _здесь_.

Феномен неконтролируемых астральных образов является

серьезным аргументом в пользу их "телесного" а не "умственного"

происхождения: вегетативная жизнь тела, как правило, независима

от нашей сознательной воли, в значительной степени независимы от

нее и визуализации. От ума визуализируемые события получают лишь

свою форму.

Форма визуализаций обусловлена нашими подсознательными

ожиданиями, ее диктует наш _подсознательный культурный багаж_.

Отмечая эту черту "астрального мира", один мой знакомый

психонавт, инженер по образованию, рассказывал, что в своих

выходах он нередко сталкивался со сложными техническими

конструкциями, в частности, с объектами, которые он склонен был

определять как "космические корабли", - добавляя, что в

средневековье их наверняка назвали бы "башнями, полными чудес".

Другими словами, сталкиваясь в астрале с башней, полной чудес,

современный человек говорит, что видел нечто вроде космического

корабля.

Впрочем, на характере визуализаций явно отражаются и

СТРУКТУРНЫЕ СВОЙСТВА ЧАКР, поскольку cвязанные с различными

Чакрами "миры" очень отличаются друг от друга. По всей

вероятности, эти миры отражают различные типы взаимодействия

между организмом и средой в областях различных интероцепторых

зон, "образ жизни" этих областей. Говоря языком еще более

туманным, можно сказать, что Чакры являются в данном случае

центрами сознания принципиального способа энергообмена

соответствующих интероцепторных зон, "сосредоточение различных

специфических сил, находящих свое отражение в уме". [44].

Возьмем, к примеру, "астральные миры", связанные с нижними

Чакрами и, как принято считать, наиболее тесно примыкающие к

физическому плану. Здесь образное и содержательное наполнение

сознания психонавта ("картина реальности") формируется

различными безусловными вегетативными рефлексами - скажем,

кишечника или предстательной железы. Это даже не подсознание,

это именно бессознательный, глубоко равнодушный ко всему

человеческому мир, для которого единственной целью является

ответить реакцией на стимул и который в обычной жизни только

изредка и глухо дает о себе знать - например, при переполнении

мочевого пузыря в метро. Теперь же эти силы добираются до коры

(сознания) с ее богатыми возможностями.

Психонавт оказывается в мире жадных, властных, жестоких и

грубых сил, и если его способность управлять всей этой

активностью недостаточно развита еще на "физическом плане", то

указанные силы будут делать с ним то, что пожелают. "Сразу за

вашим лежит мир, где нет ни закона, ни порядка. Со мной был Свет

Мастера и я прошел его" [58]. Если психонавт верит в черта, то

он столкнется с ним именно здесь. Если же не верит, то то черта

не будет, но кошмары неминуемы; они могут быть "абстрактными",

со смазанными, перемешанными кусками несовместимых элементов

обычной реальности, "транскрибирующими" крайне отрицательные

эмоциональные состояния, и т.д.

Вместе