Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

и ментальных процессов. Все индивидуальные поля

погружены в это всеобщее поле и восприимчивы к его влияниям в

свойственных для них диапазонах частот, обусловленных

специфическими характеристиками систем Чакр, порождающих данные

индивидуальные поля.

По мере развития и усложнения индивидуальных осознаваемых

психических и познавательных процессов, во всеобщем поле

образовался новый, более тонкий диапазон, отражающий

деятельность _неосознаваемых_ механизмов фиксации, накопления и

обработки информации - так называемых "неосознаваемых форм

высшей нервной деятельности" [6].

Некоторые авторы указывают, что бессознательное

представляет собой не просто отдельную, изолированную область

психики человека, но "выступает как момент, как составная часть

каждого _познавательного акта_ - ощущения, восприятия,

представления, мышления" [13,130]. В значительной степени

бессознательным является и наше _поведение_; более того,

"инструментальное поведение и его осознание часто противоположны

друг другу: чем эффективнее выполняемые действия, тем меньше мы

их осознаем". [48,124]. Анализ приспособительного поведения

показывает, что "бессознательное по своему объему превосходит

сознание... Оно обеспечивает приспособление организма к

относительно постоянным условиям существования, освобождая

сознание для конструктивно-творческой деятельности в условиях

изменяющейся среды" [13,131].

В сущности все потенциально осознаваемые процессы

бессознательны в том смысле, что обычно протекают независимо от

сознания: сознание лишь реагирует на них. Бессознательным

является, например, процесс речи. Действительно, ведь мы

осознаем слова лишь после того, как они произнесены - если мы

попытаемся сделать произнесение каждого слова сознательным

актом, то вряд ли сможем поддерживать разговор. Этот парадокс

пассивного слушателя - Пуруши и слепой деятельницы - ПРАКРИТИ

становится особенно очевидным во время попыток установить

обязательный контроль над какими-либо процессами, протекающими

"в свете сознания". С пассивностью, "пустотой" сознания

сталкивался каждый человек, внезапно поставленный перед

необходимостью сказать "что-нибудь, безразлично что".

Существуют, однако, и такие области психики, которые весьма

труднодоступны или даже принципиально недоступны

непосредственному восприятию. В тантрической традиции эти уровни

называются ВИДЖНЯМАЙЯ КОШЕЙ или "покровом мудрости". О

существовании его мы можем судить лишь опосредованно - по его

плодам, проявляющихся на уровне Маномайя Коши как воля, память и

интуиция. Указанный покров включает в себя два слоя% "низшего

Буддхи" (собственно буддхи) или Карана Шариру ("тело причин") и

"высшего Буддхи" (Махата, "великого") или Ишвару - "Господа".

В современной йогической литературе категория Буддхи

(дословно "пробужденная", жен. род) принято отождествлять с

европейской категорией "разума", различающего, осознающего

содержание и природу понятий, которыми бессознательно оперирует

Манас, отождествляемый с категорией "рассудка" [5,7-15],

[65,195].

Совершенно не учитывая того факта, что в тантрической

иерархии "уровней проявления" Буддхи лежит _выше_ самоосознания

(Аханкары {13}), данная интерпретация лишает рассматриваемую

систему "уровней проявления" внутренней логики и, по существу,

направлена на ее теоретическую дискредитацию. (О том, как это

делается, смотри [50], главу, посвященную Санкхье). Будучи

свободным от рамок спиритуалистической методологии, мы позволим

себе большую последовательность.

Буддхи (низший Буддхи) действительно можно рассматривать

как "определяющую способность" [15], некую "волю",

контролирующую поток мышления, дающую право на существование

одним мыслям, и отвергающее другие. Однако, в процессе мышления

(не говоря уже о целостном процессе жизнедеятельности) у нашего

_разума_ нет ни необходимости, ни возможности следить за

движениями каждого отдельного пальца во время игры на рояле.

Л.С.Выготский писал об этом, что "сама мысль рождается не из

другой мысли, а из _мотивирующей сферы нашего сознания"

[17,314].

"Мотивирующая сфера" определяется в индуистской традиции

как Карана Шарира, "тело причин" (кстати, словарь