мир; но
в то же время Анандамайя не исчерпывается "внешним миром", но
включает в себя "мир внутренний" - она охватывает все покровы во
всем многообразии протекающих здесь процессов.
В случае _обыденного видения_ функцию субъекта, "зрящего"
(Пуруши) выполняет та или иная потенциально объективизируемая,
т.е. "зримая" структура (Пракрити), с которой отождествляет себя
субъект, - такой структурой может быть, например, ментальный
процесс. В ходе Йогической Садханы зрящий полностью
разотождествляется со зримым, субъект освобождается от всех
объективизируемых структур, обнаруживая, что "ничто не есть я".
Тем самым создаются предпосылки для обретения _тантрического
видения_, в котором зрящий сознательно сливается со зримым,
предаваясь созерцанию "того, что есть" во всей его полноте.
Для описания такого "подлинного осознания того, что есть
(называемого иначе Дхьяной или медитацией) такого ВОВЛЕЧЕННОГО
СОЗЕРЦАНИЯ "чистым субъектом" одновременной игры всех покровов
Майи, не замаскированных более под "я", тантрическая традиция
использует эротическую символику. Говорится, что Пракрити
(дословно "прародительница") встречает Пурушу (дословно "мужа")
и отдается ему лишь на этом уровне. Осознав, наконец-то, себя и
происходящее, обнаружив в себе присутствие Пуруши, Пракрити
входит в последнее из возможных для себя состояний - состояние
экстаза.
Таким образом, Пуруша оказывается в экстатической
вселенной, которая играет с ним, сбросив маски, - свободно,
самодостаточно, без какого-либо стремления опутать его своей
игрой. Это и есть уровень подлинной _Лилы_ - "Божественной
Игры", которая серьезнее любых самых серьезных человеческих дел.
"Она простирается, чтобы обмануть одиночество, однако глаза
ее постигают себя и смеются. ЕЕ глаза - игроки, а их выигрыш -
пригоршни Света" /здесь и далее - обработка поэзии Поля и
Элюара, [78].
Этот покров "Честной игры" представляет собой трудно
преодолимую ловушку Майи, применившей здесь последнее оружие,
против которого практически нет никакой защиты - оружие истины.
Анандомайя - это динамическое и бесконечно разнообразное
единение с истиной, наслаждение истиной, сбросившей все свои
покровы, чарующей нас своей наготой, доступностью и любовью.
Но как правило, такая честная игра продолжается недолго.
Едва успев пресытиться танцами неведения, Пуруша очаровывается
танцем Истины и ЗАБЫВАЕТ СЕБЯ - утрачивает нить медитации.
Непроизвольно отождествившись с каким-то из элементов этой
космической мистерии, он проваливается в "волчью яму" Маномайи.
"В пустыне, которая обитала во Мне, Она обняла Меня
И, обняв, даже Мне приказала слышать и видеть невидимое
В тишине ослепительного мрака.
Встала она на веках Моих, косы с Моими смешав волосами,
Форму рук Моих приняла, цвет Моих глаз вобрала
И растворилась в Моей тени как брошенный в небо камень.
Когда у Нее открыты глаза, они не дают Мне спать.
Грезит Она среди бела дня, Она заставляет Меня смеяться,
Смеяться и плакать, и говорить, хотя Мне нечего сказать."
"В ЕЕ глазах теряются все те, кто открывает перед людьми
безмерность одиночества..." На уровне Анандамайи человек
чувствует себя в этом огромном мире "дома" - подобно тому, как
мужчина чувствует себя "дома", проникая в любимую женщину. Это
последний приют на подъеме к вершине, и многие из тех немногих,
которые не только достигли его, но и вошли внутрь, не хотели
идти дальше. "Я не хочу быть сахаром, - восклицал Рамакришна, -
я хочу есть сахар!" И все же "Сущность Твоя пребывает вне всех
покровов" - напоминают Упанишады. Именно эта сбросившая покровы
голая истина, в _обладании_ которой и заключается Ананда,
является последним из покровов. Нас учат, что МОЖНО ИДТИ ДАЛЬШЕ.
У Святого Павла сказано: "Кто говорит, что он есть нечто,
когда он ничто, тот сам себя обманывает": в переживании
блаженства человек становится _ничто_ и все сотворенное для него
_ничто_! Относительно этого достойный Дионисий говорит:
"Господи, приведи меня туда, где Ты - Ничто" [77,142]. "Когда...
душа _готова_ взлететь сама над собой и войти в _ничто_, где нет
ни ее самой, ни ее действия, тогда она "в благодати"... Знайте -
и это так же верно, как то, что жив Бог! - покуда душа будет еще
в состоянии осознавать себя как нечто сотворенное и природное и
действовать