значение слова "прана".
Действительно, дыхание является индикатором жизни: покуда есть
дыхание, есть жизнь, - и, как добавляют древние, - есть надежда.
"Пранамайя" дословно переводится как "живой", "преисполненный
жизнью".
9) Именно наличием такой проблематики объясняется огромная
популярность _социально-психологической_ литературы, посвященной
изучению межличностных отношений. В области психологии личности
("индивидуальной психологии") весьма перспективным
представляется направление т.н. "конструктивной психологии",
которая пытается "перевести" на научный язык, систематизировать
и приложить к современным условиям многовековой опыт
"эзотерической психологии" - различных традиционных методик
развития личности. См: А.Владимирский. Йога, психиатрия и
конструктивная психология, - в приложении к переведенной на
русский язык книги Г.Бенджамина "Основы самопознания. Введение в
эзотерическую психологию", Лондон, 1974.
10) Непрерывность того, что мы называем сознанием, также
непрямо свидетельствует о "полевой" природе его материального
субстрата.
11) Солитоны - понятие из области квантовой биологии,
которая пытается, в частности, разгадать механизмы передачи
энергии в клетке. Это гипотетические сгустки энергии, способные
перемещаться по молекуляронй цепочке без энергетических потерь.
Характерной особенностью солитонов является их исключительная
устойчивость. Так, они могут проходить друг сквозь друга без
изменения внутренней структуры и скорости движения. [39,310-312]
12) Следует заметить, что принцип "передачи мысли на
расстояние" не противоречит диалектико-материалистической
методологии: передается на расстояние не мысль, а волны,
генерируемые мозгом в момент мышления.
Как пишет В.В.Кажинский, "пришедшая извне
биоэлектромагнитная волна (продукт акта мышления первого
человека) приносит с собой в мозг второго человека энергию
внешнего раздражения, принимающую форму в сознания этого мозга"
[31,15].
13) Собственно говоря, упускаемая нередко "за
ненадобностью" [66,149] Аханкара как раз и может быть соотнесена
с категорией "разума", поскольку "разумное всегда выступает как
самоосознание" [12,112], а "чувство я" не существует вне
разумного акта рефлексии.
14) О правомерности рассмотрения Буддхи как Ишвары см.
[50,497,531], а также монографию Л.Циборана [71]. Шри Ауробиндо
прямо говорит о двух Буддхи - высоком и низшем. [5].
15) См.[22], сравн.: "непосредственно воспринимаемое чистое
бытие лишено какой бы то ни было определенности и постольку есть
ничто (не бытие, а именно ничто, пустота содержания)... Истиной
этого непосредственного единства бытия и ничто, их исчезновения
друг в друге есть _становление_" [76,210].
16) См. Мясищев В.Н. "Сознание как единство отражения
действительности и отношения к ней человека. В кн. "Проблемы
сознания", М., 1966.
17) Человек представляет собой в полном смысле слова
"миниатюру вселенной" ("миниатюрную вселенную")... Но провести
полную параллель между человеком и миром можно только в том
случае, если мы возьмем "человека" в полном смысле слова, т.е.
такого человека, у которого развиты все присущие ему силы.
Неразвитый человек, который не завершил курс своей эволюции, не
может считаться полной картиной вселенной - он являет собой
образ незаконченного мира". [66]
18) "Воображаемое я" /см. Бенджамин Г. "Основы
самопознания"/
19) Об эксперименте "передачи мысли на расстоянии" уже
писалось выше. Кроме того, у автора сохранился черновик
составленного им отчета о "лечении биополем". Подобные отчеты
требовались от всех случайных "пациентов", с которыми работали
члены одной из групп, изучавших взаимодействие и возможности
"развития экстрасенсорных способностей человека." /См.
Приложение #1/.
20) Речь идет о спонтанных прорывах: например, тибетские
буддисты посредством специальной практики визуализации именно
_совмещают_ физический мир с миром видений, причем совмещают до
такой степени, что утрачивают критерий различия между этими
двумя мирами. Делается это, однако, вовсе не с целью "опытно
убедиться" в реальности астрального плана, но как раз наоборот:
"опытно убедиться в том, что физический мир мало чем отличается
от визуализаций,