Неизвестен

ТЕОРИЯ ЧАКР И ТАНТРИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ТЕЛА

значение слова "прана".

Действительно, дыхание является индикатором жизни: покуда есть

дыхание, есть жизнь, - и, как добавляют древние, - есть надежда.

"Пранамайя" дословно переводится как "живой", "преисполненный

жизнью".

9) Именно наличием такой проблематики объясняется огромная

популярность _социально-психологической_ литературы, посвященной

изучению межличностных отношений. В области психологии личности

("индивидуальной психологии") весьма перспективным

представляется направление т.н. "конструктивной психологии",

которая пытается "перевести" на научный язык, систематизировать

и приложить к современным условиям многовековой опыт

"эзотерической психологии" - различных традиционных методик

развития личности. См: А.Владимирский. Йога, психиатрия и

конструктивная психология, - в приложении к переведенной на

русский язык книги Г.Бенджамина "Основы самопознания. Введение в

эзотерическую психологию", Лондон, 1974.

10) Непрерывность того, что мы называем сознанием, также

непрямо свидетельствует о "полевой" природе его материального

субстрата.

11) Солитоны - понятие из области квантовой биологии,

которая пытается, в частности, разгадать механизмы передачи

энергии в клетке. Это гипотетические сгустки энергии, способные

перемещаться по молекуляронй цепочке без энергетических потерь.

Характерной особенностью солитонов является их исключительная

устойчивость. Так, они могут проходить друг сквозь друга без

изменения внутренней структуры и скорости движения. [39,310-312]

12) Следует заметить, что принцип "передачи мысли на

расстояние" не противоречит диалектико-материалистической

методологии: передается на расстояние не мысль, а волны,

генерируемые мозгом в момент мышления.

Как пишет В.В.Кажинский, "пришедшая извне

биоэлектромагнитная волна (продукт акта мышления первого

человека) приносит с собой в мозг второго человека энергию

внешнего раздражения, принимающую форму в сознания этого мозга"

[31,15].

13) Собственно говоря, упускаемая нередко "за

ненадобностью" [66,149] Аханкара как раз и может быть соотнесена

с категорией "разума", поскольку "разумное всегда выступает как

самоосознание" [12,112], а "чувство я" не существует вне

разумного акта рефлексии.

14) О правомерности рассмотрения Буддхи как Ишвары см.

[50,497,531], а также монографию Л.Циборана [71]. Шри Ауробиндо

прямо говорит о двух Буддхи - высоком и низшем. [5].

15) См.[22], сравн.: "непосредственно воспринимаемое чистое

бытие лишено какой бы то ни было определенности и постольку есть

ничто (не бытие, а именно ничто, пустота содержания)... Истиной

этого непосредственного единства бытия и ничто, их исчезновения

друг в друге есть _становление_" [76,210].

16) См. Мясищев В.Н. "Сознание как единство отражения

действительности и отношения к ней человека. В кн. "Проблемы

сознания", М., 1966.

17) Человек представляет собой в полном смысле слова

"миниатюру вселенной" ("миниатюрную вселенную")... Но провести

полную параллель между человеком и миром можно только в том

случае, если мы возьмем "человека" в полном смысле слова, т.е.

такого человека, у которого развиты все присущие ему силы.

Неразвитый человек, который не завершил курс своей эволюции, не

может считаться полной картиной вселенной - он являет собой

образ незаконченного мира". [66]

18) "Воображаемое я" /см. Бенджамин Г. "Основы

самопознания"/

19) Об эксперименте "передачи мысли на расстоянии" уже

писалось выше. Кроме того, у автора сохранился черновик

составленного им отчета о "лечении биополем". Подобные отчеты

требовались от всех случайных "пациентов", с которыми работали

члены одной из групп, изучавших взаимодействие и возможности

"развития экстрасенсорных способностей человека." /См.

Приложение #1/.

20) Речь идет о спонтанных прорывах: например, тибетские

буддисты посредством специальной практики визуализации именно

_совмещают_ физический мир с миром видений, причем совмещают до

такой степени, что утрачивают критерий различия между этими

двумя мирами. Делается это, однако, вовсе не с целью "опытно

убедиться" в реальности астрального плана, но как раз наоборот:

"опытно убедиться в том, что физический мир мало чем отличается

от визуализаций,