на Садхану", то идея "энергетических
центров" лишь возбуждает воображение и не более: та атмосфера
нездоровой сенсации, которая, начиная с конца XIX века, окружает
тему "энергетических центров", является прекрасным примером
"использования" подобного "знания" профанами.
Из всех "ворот Праны" только дыхательный аппарат имеет
практическое значение для тех, кто стремится установить контроль
над Праной; йогические же тексты упоминают лишь о том, что имеет
практическое значение.
Плевра, дыхательные пути и сама ткань лёгких содержит
большое количество рецепторных структур, окончаний блуждающего
нерва, которые активируются при растяжении, или, наоборот, при
сжатии лёгких, посылая импульсы в дыхательный центр. Этот центр
расположен в продолговатом мозге, т.е. в самом сердце РФ.
Дыхание - это единственная непроизвольная функция
организма, поддающаяся относительному сознательному контролю о
стороны неспециалиста, поскольку границы дыхательного центра
выходят далеко за пределы продолговатого мозга, доходя до коры
головного мозга включительно. Сознательно воздействуя на процесс
дыхания, можно оказывать воздействие на РФ.
Собственно говоря, целью установления йогического контроля
над любыми непроизвольными функциями организма, в т.ч. и над
дыхательной функцией, точнее говоря, над задержкой дыхания (до 8
часов - см. [9]), является не этот контроль сам по себе, а
обретение способности к управлению функцией НАС, делающей
возможным такой контроль. Практика пранаямы (контроль над Праной
или 4-я ступень Йоги, описанной Патанджали) - это путь к
сознательному управлению функцией _восходящей НАС_.
В элементарных упражнениях Пратьяхары йогин учится сводить
всё своё внимание к информации, поступающей через какой-либо
орган чувств (концентрируясь на каком-либо визуальном объекте,
звуке, запахе и т.д.), при _полном_ отвлечении внимания от
информации, поступающей через все остальные органы чувств. Тем
самым йогин делает первые шаги в овладении искусством
сознательного управления "силой, творящей миры" - энергией,
благодаря которой осознаётся информация.
ПРИЛОЖЕНИЕ III
КУНДАЛИНИ И "НАС"
Что такое Кундалини? Какую роль она выполняет в
человеческом организме? Нараянханда описывает её функции
следующим образом:
"Хотя о Кундалини говорят как о "спящей силе", в
действительности она не спит. Называют её спящей или скрытой
силой поскольку её деятельность обычным человеком не
воспринимается. Кундалини - это центральная сила тела, которой
принадлежат все работающие здесь энергии. Кундалини
_поддерживает_ все Праны, это богиня Пран (Прана Деви)... У
обычного человека Кундалини пребывает в Муладхаре (т.е. у
основания позвоночника - электростанции всей системы живого
человеческого существа. Подобно динамомашине, Кундалини
производит энергию, посылая её затем в различные части тела для
выполнения различных функций. Отсюда (из Муладхары) человек
черпает энергию для осуществления любых форм физической и
ментальной активности. Всё тело и многообразие его функций есть
проявление Кундалини Шакти - "силы, творящей миры" (конспективно
из [44]).
Т.о., активна не только "пробуждённая" Кундалини: именно
"спящая" Кундалини проявляет себя в нашем _повседневном_ опыте.
Сравним это описание функций "спящей" Кундалини со следующим
описанием спектра функций НАС:
"...неспецифические механизмы распределены почти по всей
центральной области ствола мозга; подобно тому, как спицы
отходят от оси колеса к его ободу, так и функциональные влияния
этой центрально расположенной системы могут распространяться в
нескольких направлениях: _вниз_ - на спинной мозг, где он
регулирует разные реакции и другие виды активности; _в стороны и
вперёд_ - на гипоталомические и гипофизные механизмы,
осуществляющие висцеральные и эндокринные функции; _вверх_ - на
структуры промежуточного мозга, где, как теперь считают,
возникают аффекты и эмоции, источником которых раньше считали
сердце, и _ещё выше_... - на кору больших полушарий, которые
вместе с таламусом и базальными ганглиями обслуживают все высшие
сенсо-моторные и интеллектуальные процессы" [43, 32].
М.И. Яновский [см. 79] прямо называет