любили. Мы знаем, как они поклонялись красоте в самых различных
формах жизни. Отсюда - поразительная победа искусства в их жизни. В
Элладе искусство и жизнь были близнецами. Все величественные строения
и храмы, украшенные изваяниями богов и героев, все бесчисленные
памятники культурного творчества, не являлись-ли они истинными
воспитателями народа в красоте? "Один только вид Пантеона, - говорит
какой-то греческий писатель, - заставляет забыть всю печаль и заботы".
Даже религия здесь сопричастилась культу красоты. Но не будем думать
что греки искали лишь формально-эстетическое в красоте, хотя сознание
их и утверждало, прежде всего, эстетический принцип. Недаром высшим
идеалом своей жизни они считали kalokаgаtia - прекрасно-благое,
красоту в созвучии с доблестью. Ведь философские учения Платона и
Плотина возвели понятие прекрасного на недосягаемые вершины
Божественной Идеи Блага, Первоосновы всех земных проявлений красоты.
Ведь и многие другие греческие мыслители искали в человеке отражение
красоты огня духа. Этот же идеал
kalokаgаtia греки стремились
осуществить особенно в воспитании, а именно: через предоставление
музыке главенствующего места в школе, а впоследствии называли музыкой
эстетически-этическое воспитание вообще - гармонизацию духа и тела,
ума и сердца. Можно сказать, что широко распространенная в народе
музыка и пение принимали участие и в образовании нравственного облика
древних греков, и отчасти им они должны быть благодарны, что стали
народом, ищущим во всем меру и чуждающимся резких диссонансов.
Современному человеку так трудно живется, так тяжка и бедна, так
полна хаоса его жизнь, все оттого, что нет в ней красоты, нет простора
искусства. Лишенный искусства внешних форм, он проводит свою жизнь и
без внутреннего художественного творчества: спрашивают от него
мастерства в разных практических знаниях, но не спрашивают и не учат
мастерству жизни - искусству мышления и духотворчества, искусству
супружества, дружбы, любви к ближнему, вообще - искусству быть добрым
и полезным человеком.
Наша обычная обитель красоты - музеи, оперы, театры, дворцы и
соборы, немногие хорошие книги и картины. Между тем, если кто и
приобщается к искусству, то далеко не ежедневно, а лишь в отдельные,
чаще всего, в редкие случаи жизни. Большинство людей привыкло
разделять свою жизнь на две части - на праздники и на будни. В
праздники молятся Богу, сияют проблесками лучшего, тогда мелькает
некоторая красота, чтобы после снова одеться в серость будней. Но
разве самую серую, самую тяжкую обыденность, где строится храм нашей
жизни, не следует озарить светом прекрасного? Разве каждое мгновение
жизни не должно быть претворено в праздник, каждый труд и каждый отдых
- в богослужение и устремление к прекрасному? Красота должна стать
нашей каждодневной одеждой, в которой сидим за столом, идем на работу
и в храм, - а не предметом роскоши, как до сих пор. Красота должна
стать хлебом насущным, освященным нашим духом, топливом нашего очага,
окном, сквозь которое взираем на даль будущего.
Нужда в красоте столь велика и существенна особенно в наши дни.
Именно теперь, когда человек обезличивается, когда с одной стороны, он
сам поддается массовому психозу, когда с другой - его приравнивают
бездушному механизму, и когда вся его жизнь становится тусклой,
бесцветной, - "нужда мира по красоте должна быть утолена". Особенно
теперь, - в тяжкое время катастроф духовных и материальных, во время
сдвига сознания, когда человек как никогда еще, находится во власти
стихий, когда наша планета больна от людского бессердечия и
разнузданности мышления, но когда и напряжения и взлеты духа небывалые
- осознание красоты должно стать камертоном,