который настроил бы
основной тон души на более светлый и возвышенный лад. "Искусство - это
молитва и подвиг духа. Молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта
молитва духа наиболее нужна, когда все существо потрясено и нуждается
в твердой опоре" (Пути Благословения. 6O).
Если значение красоты и искусства столь существенно велико, то
красота безусловно должна быть доступна самым широким народным массам,
чтобы она стала действительным достоянием всех. Красота и искусство
для всех, красота ежедневно и красота везде - этот величественный
лозунг должен быть начертан нашей эпохой на ее знамени. Вновь и вновь
тот же широкообъемлющий идеал будущего утверждается и самым
восторженным провозвестником культуры прекрасного наших дней -
Н.К.Рерихом:
"Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех
должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства
озарит бесчисленные сердца новою любовью... И сколько молодых сердец
ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это, дайте искусство
народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи,
театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы
должны быть прекрасны, тогда не будет больше тюрем" (Пути
Благословения, 144).
Ведь истинное искусство улучшает человечество больше, чем тюрьмы
и тяжелые наказания" (Я.Порукс). Из привеллигированных сословий
искусство должно сойти в самую толщу широких народных масс, с эстрады,
из музеев и храмов - в сердце жизни. "Песнь, звук и цвет не должны
быть запертыми в искусственных теплицах. Эти ценности должны
сопровождать жизнь, анонимно
окружая народ лаской красоты" (Община. $
18O). Всем, - и детям и рабочим, и в деревнях и в городских окраинах,
всем классам, всем ступеням сознания должен быть достижим свет
красоты, все должны прикоснуться к очистительному пламени искусства.
Не только тем, кто искусство любит и понимает, но еще больше нужно
заботиться о тех, у кого нет этого понимания, чтобы они отбросили свое
безразличие, чтобы и в их сердцах красота стала сокровищем мира.
Нужно помнить, что доблестный лозунг Рериха отнюдь не остался
таким только на словах. Мы знаем, что Музей в Нью-Йорке, носящий его
имя, в течение четырнадцатилетней своей деятельности устраивал
бесчисленные выставки, концерты, спектакли, лекции и т.д., не только в
стенах своего здания, но передвижные выставки Музея навещали, по всей
Америке, сотни культурных и воспитательных заведений, даже детские
приюты и тюрьмы. Мы знаем, что в сотрудничестве на поприще прекрасного
Музею последовали многие общества и учреждения имени Рериха в
различных странах света, также и многие художники и культурные
деятели, которых всех вдохновил огненный призыв и в высшей мере
активный созидательный путь Рериха. Далее, мы знаем десять основанных
Рерихом музеев при его обществах и тысячи его картин, находящихся как
здесь, так и в других общественных частных коллекциях в Америке, Азии
и Европе. Наконец, мы являемся свидетелями его великого дара
человечеству - Знамени Мира, символа охраны ценностей культуры и
красоты, который уже принят всеми правительствами Американского
континента и знаменует поистине новую страницу в жизненном объединении
и строении человеческой Культуры...
Если мы говорим, что человека может спасти лишь космически
осознанная красота, спрашивается, как приблизить людей к такому
широкому познанию красоты, как пробудить в них стремление к
прекрасному? К такому осознанию надо подготовлять человека постепенно,
сеять в его душе прекрасное, пока она сама не вспыхнет в красоте. Если
человечеству нужна истинная, духовная культура, то, вместе с тем,
расширяя понятие