Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

который настроил бы

основной тон души на более светлый и возвышенный лад. "Искусство - это

молитва и подвиг духа. Молятся в минуты наиболее трудные. Так и эта

молитва духа наиболее нужна, когда все существо потрясено и нуждается

в твердой опоре" (Пути Благословения. 6O).

Если значение красоты и искусства столь существенно велико, то

красота безусловно должна быть доступна самым широким народным массам,

чтобы она стала действительным достоянием всех. Красота и искусство

для всех, красота ежедневно и красота везде - этот величественный

лозунг должен быть начертан нашей эпохой на ее знамени. Вновь и вновь

тот же широкообъемлющий идеал будущего утверждается и самым

восторженным провозвестником культуры прекрасного наших дней -

Н.К.Рерихом:

"Искусство для всех. Каждый чувствует истину красоты. Для всех

должны быть открыты врата "священного источника". Свет искусства

озарит бесчисленные сердца новою любовью... И сколько молодых сердец

ищут что-то истинное и прекрасное. Дайте же им это, дайте искусство

народу, кому оно принадлежит. Должны быть украшены не только музеи,

театры, школы, библиотеки, здания станций и больницы, но и тюрьмы

должны быть прекрасны, тогда не будет больше тюрем" (Пути

Благословения, 144).

Ведь истинное искусство улучшает человечество больше, чем тюрьмы

и тяжелые наказания" (Я.Порукс). Из привеллигированных сословий

искусство должно сойти в самую толщу широких народных масс, с эстрады,

из музеев и храмов - в сердце жизни. "Песнь, звук и цвет не должны

быть запертыми в искусственных теплицах. Эти ценности должны

сопровождать жизнь, анонимно

окружая народ лаской красоты" (Община. $

18O). Всем, - и детям и рабочим, и в деревнях и в городских окраинах,

всем классам, всем ступеням сознания должен быть достижим свет

красоты, все должны прикоснуться к очистительному пламени искусства.

Не только тем, кто искусство любит и понимает, но еще больше нужно

заботиться о тех, у кого нет этого понимания, чтобы они отбросили свое

безразличие, чтобы и в их сердцах красота стала сокровищем мира.

Нужно помнить, что доблестный лозунг Рериха отнюдь не остался

таким только на словах. Мы знаем, что Музей в Нью-Йорке, носящий его

имя, в течение четырнадцатилетней своей деятельности устраивал

бесчисленные выставки, концерты, спектакли, лекции и т.д., не только в

стенах своего здания, но передвижные выставки Музея навещали, по всей

Америке, сотни культурных и воспитательных заведений, даже детские

приюты и тюрьмы. Мы знаем, что в сотрудничестве на поприще прекрасного

Музею последовали многие общества и учреждения имени Рериха в

различных странах света, также и многие художники и культурные

деятели, которых всех вдохновил огненный призыв и в высшей мере

активный созидательный путь Рериха. Далее, мы знаем десять основанных

Рерихом музеев при его обществах и тысячи его картин, находящихся как

здесь, так и в других общественных частных коллекциях в Америке, Азии

и Европе. Наконец, мы являемся свидетелями его великого дара

человечеству - Знамени Мира, символа охраны ценностей культуры и

красоты, который уже принят всеми правительствами Американского

континента и знаменует поистине новую страницу в жизненном объединении

и строении человеческой Культуры...

Если мы говорим, что человека может спасти лишь космически

осознанная красота, спрашивается, как приблизить людей к такому

широкому познанию красоты, как пробудить в них стремление к

прекрасному? К такому осознанию надо подготовлять человека постепенно,

сеять в его душе прекрасное, пока она сама не вспыхнет в красоте. Если

человечеству нужна истинная, духовная культура, то, вместе с тем,

расширяя понятие