если бы он стал интересоваться лишь
возвышенной музыкой, лишь облагораживающим искусством и доблестной
красотой. Надо одухотворить радио, которое теперь, по всей планете,
так часто отравляет пространство самыми пошлыми волнами человеческих
стремлений. Если бы наша земля
окутывалась в торжественные гармонии
Парсифаля и Девятой симфонии, в величественные песнопения, в сердечные
призывы к любви и братству, к миру всего мира, к подвигу строительного
труда и самоотдаче на общее благо, - разве это не отражалось бы в
высшей мере целительно и на все направление человеческого мышления?
Далее надо устроить чтобы самым обычным явлением стали передвижные
выставки, концерты и оперы, спектакли-мистерии, высоко-культурные
лекции, наконец, народные университеты, как истинные магнетические
центры духовного продвижения, и пр., - для того, чтобы красота
духовной культуры получила самый широкий доступ в сердце народа, чтобы
глубоко провидческий призыв Рериха: "искусство для всех" сростался с
самыми насущными и незыблемыми устоями жизни.
"Нужно оборудовать школы
так, чтобы они были рассадниками
украшения жизни".
Община. 1O6.
РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЧЕРЕЗ КРАСОТУ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
В деле пробуждения в человеке истинного интереса к прекрасному, в
воспитании в нем, как мы уже указывали, художественного чутья и
интеллигентности духа, первая роль, конечно, принадлежит самой семье и
окружающей среде. Но пока все родители не стали духовно-культурными
воспитателями, и так как именно в школе закладываются и возжигаются
многие огни сознания, то велика в этом значении и полна неимоверной
ответственности и миссия школы. Потому именно в будущей школе надо
отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая
красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное
воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и
отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции:
возвышенность и светорожденость мысли, воображение, наблюдательность,
чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, -
духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается
и искусством и красотой. Какой бесконечно-великий и благостный круг
действия открывается здесь для учителя! Он может явиться, истинно,
строителем и преобразователем тональностей духа ребенка!
Прежде всего, уже само здание школы должно быть обителью солнца,
храмом созвучия и отрадности духа, истинным даром сердца народа
будущему поколению, которое должно оставить порог школы творцам лучших
достижений мира. Ребенок должен чувствовать здесь также постоянное
живое дыхание природы и высшие вибрации Вселенной. Чистота и красота
должны выявляться не только во всей обстановке, но и в чуткости
взаимоотношений воспитанников и учителей. Школа, вводя душу ребенка в
мир гармонии, в мир возвышенных звуков и красок, в мир истинного
знания и любви, должна заложить могучие импульсы благозвучия в его
душе, чтобы он сам стал способны творить благородный ритм и
планомерность, как в своей, так и окружающей жизни.
Среди занятий, прежде всего, на уроках музыки и пения, нужно
обращать особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и
вникание в смысл гармонии, на развитие в ребенке чувства ритма и
цельности. Это чувство безусловно еще укрепят как строгая система
жизни, занятий и отдыха, так далее и духовная самодисциплина, к
которой ребенок приучается. Вспомним также другое назначение музыки -
очистительное,