Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

если бы он стал интересоваться лишь

возвышенной музыкой, лишь облагораживающим искусством и доблестной

красотой. Надо одухотворить радио, которое теперь, по всей планете,

так часто отравляет пространство самыми пошлыми волнами человеческих

стремлений. Если бы наша земля

окутывалась в торжественные гармонии

Парсифаля и Девятой симфонии, в величественные песнопения, в сердечные

призывы к любви и братству, к миру всего мира, к подвигу строительного

труда и самоотдаче на общее благо, - разве это не отражалось бы в

высшей мере целительно и на все направление человеческого мышления?

Далее надо устроить чтобы самым обычным явлением стали передвижные

выставки, концерты и оперы, спектакли-мистерии, высоко-культурные

лекции, наконец, народные университеты, как истинные магнетические

центры духовного продвижения, и пр., - для того, чтобы красота

духовной культуры получила самый широкий доступ в сердце народа, чтобы

глубоко провидческий призыв Рериха: "искусство для всех" сростался с

самыми насущными и незыблемыми устоями жизни.

"Нужно оборудовать школы

так, чтобы они были рассадниками

украшения жизни".

Община. 1O6.

РОЛЬ ШКОЛЫ В ВОСПИТАНИИ ЧЕРЕЗ КРАСОТУ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

В деле пробуждения в человеке истинного интереса к прекрасному, в

воспитании в нем, как мы уже указывали, художественного чутья и

интеллигентности духа, первая роль, конечно, принадлежит самой семье и

окружающей среде. Но пока все родители не стали духовно-культурными

воспитателями, и так как именно в школе закладываются и возжигаются

многие огни сознания, то велика в этом значении и полна неимоверной

ответственности и миссия школы. Потому именно в будущей школе надо

отвести особое место воспитанию через искусство и прекрасное, понимая

красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова. Наше школьное

воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и

отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции:

возвышенность и светорожденость мысли, воображение, наблюдательность,

чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, -

духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается

и искусством и красотой. Какой бесконечно-великий и благостный круг

действия открывается здесь для учителя! Он может явиться, истинно,

строителем и преобразователем тональностей духа ребенка!

Прежде всего, уже само здание школы должно быть обителью солнца,

храмом созвучия и отрадности духа, истинным даром сердца народа

будущему поколению, которое должно оставить порог школы творцам лучших

достижений мира. Ребенок должен чувствовать здесь также постоянное

живое дыхание природы и высшие вибрации Вселенной. Чистота и красота

должны выявляться не только во всей обстановке, но и в чуткости

взаимоотношений воспитанников и учителей. Школа, вводя душу ребенка в

мир гармонии, в мир возвышенных звуков и красок, в мир истинного

знания и любви, должна заложить могучие импульсы благозвучия в его

душе, чтобы он сам стал способны творить благородный ритм и

планомерность, как в своей, так и окружающей жизни.

Среди занятий, прежде всего, на уроках музыки и пения, нужно

обращать особое внимание на внутреннее сознательное сосредоточение и

вникание в смысл гармонии, на развитие в ребенке чувства ритма и

цельности. Это чувство безусловно еще укрепят как строгая система

жизни, занятий и отдыха, так далее и духовная самодисциплина, к

которой ребенок приучается. Вспомним также другое назначение музыки -

очистительное,