что она должна заставить сердце ребенка вострепетать к
благу и почуять отвращение ко всему порочному. Потому так желательно
было бы, чтобы ученик, кончив училище, помимо теоретических знаний,
уносил с собою также и умение, в большей или меньшей мере, играть на
каком-либо музыкальном инструменте. Ибо, в какое незабываемое
благословение превратятся потом часы его жизни, озаренные сознанием,
что он в состоянии не только вслушиваться в звуковые гармонии, но и
соучаствовать в них.
Также и уроки пластики, рисования, поэтики, истории искусства и
литературы, наряду с изучением стройности и гармонии художественных
произведений, должны вложить в душу воспитанника и высшие моральные
качества, как стремление к согласованности и благонравию, к
превращению всех диссонансов своих в благозвучную мелодию жизни.
Далее, эти уроки разовьют тонкую
способность вчувствоваться в гамму
чужих вибраций, чувство взаимопонимания, сострадания и жажду облегчить
участь своего собрата.
Но эти уроки должны, в широкой мере, удовлетворять также
творческую пытливость ребенка. Мы уже видели, что творчество является
истинным одухотворителем и возносителем нашей жизни, что оно всем
действиям придает высшее качество, и что даже творчество в чисто
материальной сфере, в конце концов, ведет к претворению импульсов
духа. Потому и чуткий воспитатель во всем и везде, в каждом предмете и
задании, должен пробуждать и углублять творческий инстинкт ребенка.
Это должны быть задания, где могут выявляться самые доблестные горения
молодого сердца, его сокровенные чаяния и вся ширь фантазии, - эти
вехи столь необходимые на его дальнейшем пути самосовершенствования.
Для этого в школах, помимо уроков рисования и литературной композиции,
надо углубить также значение практического обучения прикладному
искусству: рукоделию и ремеслам. Мы ведь все знаем о превосходстве
ручного труда над фабричным стандартом, и все-же пользуемся лишь
последним. Не забудем и чисто духовную основу: если в ручное ремесло
человек вкладывает свой огненный интерес, свою радость и жажду
прекрасного качества и совершенства, он этим как бы облагораживает сам
предмет и насыщает его психической энергией.
"Не напрасно древние мудрецы предлагали заниматься художествами
или ремеслами", - говорит Учение Живой Этики. "Каждый должен был
приобщаться к такому рукоделию. Они имели в виду средство
сосредоточения. Каждый, в стремлении к совершенствованию, напрягал
волю и внимание. Даже на немногих, дошедших до нас предметах можно
видеть высокое качество ремесла. именно теперь настало время снова
вернуться к качеству рукоделия. Нельзя положить духовное ограничение в
предел машин. Нужно заполнить время качеством рукоделия, которое
обновит воображение. Именно, качество и воображение соединены на
ступенях огненного достижения" (Мир Огненный, II 293).
Но отнюдь не только на уроках музыки, пения, рисования, истории
литературы и искусств, - чуткий, действительно образованный учитель
найдет возможность ознакомить ребенка с понятием прекрасного также и
на уроках опытного знания, как естествоведения, географии и
астрономии, даже на уроках химии и биологии, математики и философии
ученику может приоткрыться завеса беспредельных высот красоты. Далее
экскурсии и прямое соприкосновение с сущностью природы дает много
восхищения и духовного обновления. Учитель должен стать истинным
водителем души ребенка в страну высших идеалов Культуры, познании
великих Законов Вселенной, в сердечное сопричастие с беспредельной
гармонизацией, закономерностью и целесообраностью сущего.
Ибо школа должна подготовить ребенка к священной его миссии,
первые основы которой должна заложить уже