его мать, а именно: быть
духочеловеком - сознательным соучастником эволюции мира. Он должен
быть введен в правильное соотношение ко всему сущему. Его душа и дух
должны быть настроены божественным камертоном, пока он не сделается
способным воспринять и увидеть действительность в ее бесприкрасной и
объективной правде. Ребенку должен быть дан в руки ключ Высшей Истины:
он должен научиться умом сердца различать прекрасное от безобразного,
истинное от призрачного и ложного, вечное от тленного и преходящего.
Этим духовно-музыкальным ключом от откроет источники самых возвышенных
мелодий своей жизни. Он найдет в себе и везде правильный тон -
правильный ритм. Ребенок уже в детстве должен быть поставлен в центре
бытия. "Дай, где мне стать, и я мир переверну" - эту пламенную жажду
каждого пробужденного сознания найти себе незыблемое место во
Вселенной нужно, прежде всего, утолить в ребенке. Именно, это
нерушимое, центральное место для каждого - подножие Твердыни Иерархии
Света! Молодое сердце должно познать, что это наши Старшие Братья,
стоящие испокон веков на Священном Дозоре человечества, Великие
Зодчие, руководящие эволюцией человечества и насыщающие мир Огненным
Магнитом Своего Духа.
Так из тусклого, повседневного круговорота ребенок будет выведен
на космический простор. Через эстетическое восхищение - в великие
этические переживания. Из созерцания и творения красок и звуков - в
творчество своей собственной
жизни, в дисциплинирование, преображение,
утончение своего духа. Чуткость и зоркость к прекрасному должны
привести к чуткости по отношению к своим ближним, к мечте о прекрасном
во всех взаимоотношениях людей. Ибо, именно, в соединенных светозарной
нитью отношениях человека к человеку и к Вселенной могут выявиться
искры красоты в сем мире. Здесь же учитель должен ознакомить детей с
великими примерами жизни - с духовными индивидуальностями,
подвижниками и героями, которые давали человечеству осознание высшей
красоты - красоты духа. Изучение биографий духовно высокоразвитых
людей, восторг и благословение перед величием духа, воспламенит в
молодой душе непреклонное желание подражать великим Образам, следовать
по стопам тех, кто каждым прикосновением своим освятил и просветил
нашу землю. Подражая им, воспитанник сам будет стремиться стать
духозвучащим во всех отношениях. Выявление всей своей духовной
культурности по отношению к другим, всего своего такта и музыкальности
духа, всего своего чуткосердечия, улыбки самообладания, сострадания и
терпимости, - эти тончайшие струны и являют нерушимые корни духа,
которые подлежат бесконечному взращению.
Так в школах должно проходит обучение мастерству всей жизни. Ибо
самая прискорбная несоизмеримость, что в школах обучают, главным
образом, лишь наукам, но того, что так безмерно необходимо человеку,
как этическому, божественному существу, как великому интегралу жизни,
на то, самое насущное, обращают так мало внимания. Но возможно-ли свою
жизнь и свою среду созидать в совершенной красоте, если человек сам
себя не созидает в красоте? Потому уже на школьной скамье человеку
нужно поставить непреложной целью - красоту духа, поднять все свое
существование путем самосовершенствования в красоту высших озарений.
Постепенно овладевать своим телом и душой, и духом, как божественным
инструментом, из которого он должен создать самые чистые, самые
абсолютные тона и мелодии, дисциплинировать свои мысли, чувства и
действия, шлифовать как кристалл, в самых тонких контурах и извилинах,
созидать себя и подвигать себя все вперед и вверх, по пути
беспредельной гармонизации, от одной ступени восхождения к другой,
чтобы лучше служить и излучать сердцем благо, - в этом и состоит весь
смысл