пресуществить нашу действительную
жизнь". То же подтверждает и другой русский философ - Бердяев:
"Красота - сила, и она спасет мир". "В красоте жить - это заповедь
новой творческой эпохи" (Смысл творчества). Положение Достоевского
разделяет и религиозный мыслитель Григорий Петров: "Да, именно красота
и только красота спасет, возродит и устроит человеческим мир. Но
красота не в обычном, бедном, тесном и убого-ограниченном смысле.
Красота должна быть всеохватывающего, всепроникающею и всеустрояющею"
(Искусство и жизнь. Балтийский альманах. 1924. II). Это говорит и
Эллен Кэй: "Религия красоты однажды объемлет
мир" (Die Wenigen und die
Vielen. 19O5, 245). И поэт синтетического духа - Рабиндранат Тагор:
"Цивилизация ждет великого завершения, выражения своей души в красоте"
(Talks in China. 91). Этому с глубоким убеждением верит и
художник-духотворец и водитель культуры Николай Константинович Рерих:
"Лишь в красоте заключена победа". "Знак красоты откроет все священные
врата". "Искусство объединит человечество... Искусство есть знамя
грядущего синтеза... Свет искусства озарит бесчисленные сердца новою
любовью. Сперва бессознательно придет это чувство, но после очистит
все человеческое сознание" (Пути Благословения. 81, 145, 144 и пр.).
"Прекрасное ведет нас через все мосты. Прекрасное открывает наиболее
тяжелые затворы. Прекрасное ткет светоносные крылья и объединяет души
человеческие в их стремлении к единому свету" (Держава Света. 132).
Наконец, верховную власть красоты, спасение через красоту
утверждают и книги нового Учения синтеза Востока - Учения Живой Этики,
которое можно назвать Учением синтеза Духа и Красоты: " Произнесший -
красота - спасен будет" . "Чудо луча красоты, в украшении жизни,
поднимет человечество". "Нет оков, которые не разложатся в свободе
красоты" (Листы Сада Мории. I. 64, 23. II. 19O). "Красота для многих,
разве это не спасительный огонь для путников?" (Мир Огненный. I $
635).
Как понять эти дивные, могучие слова - красота спасет? Духовное
спасение до сих пор считалось задачей религии. На самом-ли деле
красота имеет всласть над душой человеческой, более или менее подобную
власти святого?
Никто не станет отрицать, что во всех эпохах, на всех народах
сказывалась власть красоты. Заглянув глубже в ход эволюции
человечества, мы откроем, что именно красота, рядом с религиозным
чувством, строила культуру духа человеческого, сообщала человеку самые
светлые и высокие импульсы, окрыляла его, зажигала в нем стремление
претворить обычность жизни в более идеальной перспективе. Сколько
легенд сохранилось у всех народов о том, что красота была способна
обуздывать и смягчать наиболее злые, буйные сердца. То гусляр своими
гуслями усмирял диких зверей и водную стихию, останавливал сражения и
покорял природу. Там Ванемуйне и Вейнемейнен, там Орфей, там и
странствующие певцы народных преданий. "Своими песнями, говорит
Шекспир, Орфей околдовал деревья, волны и даже скалы. Нет на земле
живого существа, столь жестокого и злобного, которого музыка не смогла
бы преобразить хотя бы на час" (Венецианский купец). "Как бы не
ссорились, как бы не озверели люди, говорит Н.К.Рерих, они все-же
объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают
препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери"
(Твердыня Пламенная. 15 стр.).
Не мало людей говорят о катарзисе - очистительной силе искусства
или красоты, что она облагораживает человека, вызывая в нем наиболее
идеальные, сокровенные вибрации, что она пробуждает в нем религиозные
и моральные импульсы и велит сердцу человеческому преобразиться.
Красота не только смягчает дух человека, но мы знаем, что, например,
пение,