Саровского, как в 1831 году один очевидец увидел
Святого, с лицом в сиянии своем превосходящем солнечный свет и с
глазами "сыплющими молнии". "Я взглянул в лице его и напал на меня еще
больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине самой
блистательной яркости полуденных лучей солнца, лицо человека с вами
разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его
глаз, слышите его голос, но не только рук этих не видите, не видите ни
самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный,
простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким
блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу,
осыпающую сверху и меня и великого старца". Но свидетель огненного
причащения сам в тот момент был "в полноте Духа Божьего", иначе он
этого бы не увидел. (См. С.Нилус. Великое в малом. 2 изд. 1O2-1O5,
197-199 стр.). Поистине, для духовидящего и постигающего именно аура
огненных сподвижников духа представляется красотой, превосходящей все
сказочные красоты плотного мира...
Духовная индивидуальность - это существо, с полным и свободным
сознанием идущее по коре своей планеты, сознательно настраивая себя,
как струну в оркестре Вселенной. И все, что она творит, становится
созиданием красоты, отблеском Божественного Творя беспрестанно себя,
она не упускает из виду конечную цель: вручить себя как чудесное
даяние Всевышнему.
Но "созидая Бога" в своей жизни, существуя и дыша дыханием
Беспредельности, духовная индивидуальность стремится сознательно
умножить также красоту всего мира. Познав, что основа Божественного
плана эволюции есть объединение, она стремится сотрудничать с помыслом
всевышнего, трудится на благо человечества и всего сущего. Вся ее
жизнь есть высшее служение. Все ее устремления - великое таинство
жертвы. Каждое ее чувство есть сострадание к человечеству. Сердце ее
излучает любовь и питается любовью, "тем мощным источником,
который
превращает жизнь в явление красоты" (Мир Огненный, III. 171).
Духовная индивидуальность - это великий целитель, который лечит
аритмичность человеческой жизни и культуры, который стремится везде
культивировать гармонию, чтобы каждый индивидуум, как и он сам, стал
вибрировать в чутком, возвышенном ритме Космоса. Она, можно сказать,
является истинно огненным жизнедателем страны и народа, ибо вся ее
сущность, ее светоносная аура, каждым прикасанием духа очищает,
озаряет и насыщает все окружающее.
Но будучи кооператором всего человечества, духовная
индивидуальность устремляется огненной мыслью своею в Дальние Миры,
становится истинным "сотрудником Космических Сил. Приумножая своими
действиями силы Космоса, украсив своими мыслями пространственную
мысль, не есть ли он созидатель?" (Агни Йога. 649). Так духотворчество
подвижника становится частью космического творчества. Ведь высший
расцвет и завершение человеческого сознания - Архат - Богочеловек,
несущий "силу Космического Магнита в сердце, истинно сам творит
Космос, творит красоту Бытия" (Иерархия. 21)...
Если мы бесповоротно решили идти по пути эволюции, выросли в
духе, тогда для нас нет большей опоры, как держать перед глазами Идеал
Богочеловека и следовать за ним всем своим существом. Беспримерная
красота Его жизни, светозарное величие Его духа даст нам побуждения,
могущие стать для нас мощной силой, которые заставят нас активно
взяться за самосовершенствование, граничащее с подвижничеством. Мы
должны построить свой дух по Облику Того, кого несем в своем сердце,
как самое сокровенное и как самое бесподобное в красоте; по Облику
Того, кто проплыл все океаны, кто поднимался на все вершины, кто
перестрадал все страдания и испытал все радости,