Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

жизни и

на преображение жизни всего человечества.

Новая эпоха не только причастит все сознания к чаше восприятия

искусства, но она приобщит всех, более или менее, также к соучастию в

художественном творчестве. Синтез жизни и творчества, в самом

неограниченном и всеобъемлющем смысле этого слова, должен стать

обыденным явлением в нашем мире. Человек, освободившись от влияния

луны, под знаком которой он в последний век жил, отдаваясь страстям и

превращая свои ночи в будни, внесет сызнова утерянное солнцеподобие в

свою жизнь, так же как и в свое творчество, а именно, внесет дары

солнца - духовную радость и чистосердечие. Он откроет все окна и двери

своей жизни - потокам Благодати солнца. Он станет снова частью

солнечной орбиты, будет жить в едином, преображенном ритме с солнцем.

Он будет непрестанно очищать свое сердце в жизненном служении и

чистота сердца вновь станет истинной основой творчества и синтеза. Как

сознательный творец сущего, он оставит золотистую искру духа на каждой

пяди земли, по которой его нога ступала. Он одухотворит каждый

предмет, с чем соприкасался. И, истинно, тогда колесо его жизни будет

подвигаться вокруг центральной своей оси, вокруг Фокуса Иерархии

Света, и дух его будет черпать свое жизненное дыхание, красоту и силу

из этого неистощимого Первоисточника всех красот мира, из Этого

Горнила высших огненных энергий, истинного жизнедателя Космоса, устоев

моста в величие Беспредельности...

Тогда, несомненно, преобразится и сама сущность и дух искусства.

Искусство будущего, от узкого преклонения форме, будет все больше

всходить в глубины существенного, в величественное царство духа.

Неутомимая жажда духа тогда будет первым признаком писателя и

художника. Он будет вполне осознавать свою связь с Миром Высшей

Красоты и будет чувствовать свою миссию - возвестить людям об этой

сфере огненных вдохновений в земных образах и звуках. И будет он

стремиться к оформлению и воплощению лучезарных проявлений духа на

земле. Он будет изображать этически стойкие и цельные характеры,

героических духов, тех, чье сознание более или менее соприкоснулось с

путем Великого Служения. Тогда художник, писатель, поистине, будут

лучшими представителями культурной мысли в своей стране. Искусство

получит все более и более возвышенно-торжественный признак самого

духа, ибо красота торжественности духа дает насыщенное качество всем

действиям и мыслям человека. Притом и сам сдвиг теперешней эпохи

требует этого торжественного настроения. Можем-ли мы теперь петь о

самозабвении в деревенской идилии, когда весь мир, все человечество

вовлечено в великие духовные и социально-экономические борения,

преображения и созидания, которые требуют колоссальных, героических

разрешений. Разве поэт может не быть активным участником могучего

сдвига эпохи, которого не знавали тысячелетия человеческого

продвижения? Ибо, разве теперь не происходит самое радикальное

переустройство всей нашей планеты? И далее, разве мы не начинаем

теперь учиться планетарно мыслить, разве все знаменательные события не

получают моментальной отголосок в сознании народов - факт, какого не

знает еще история человечества? И какой же художник-пророк, - а каждый

истинный художник и является провозвестником и пророком, - переживает

все это в своем сознании, не будет стремиться увлечь за собою народ в

новый героизм и духотворчество, но, напротив, будет утопать в своих

субъективно-узких чувствованиях? И что-же, если искусство, так

наглядно и так непосредственно должно насытить жизнь примерами

великого подвижничества духа? Ибо, именно искусство должно дать

неистощимый хлеб духовному народу, дать опыты высшего знания и света,

способствовать