тональности человека;
это пламенение и очищение духа, это сотрудничество и сотворчество,
постижение и закладывание новых мыслеоснов в храмине человеческой
Культуры. Именно, так же как для Канта мораль есть борьба, мы можем
дополнить, что так и всякая истинная эволюционная ценность есть
борьба, победа и преображение стихийных сил в озаренную стройность
достижений.
С другой стороны, прекрасное в искусстве помогает людям понять
друг друга, уважать другого в его тяготах и стремлениях, познать
человечность и возжаждать ее во всем. Таким образом, искусство
становится объединителем людей, делая их духовно родными. Уже Шиллер в
своих ""Письмах об эстетическом воспитании человека" верил, что
единственно искусство способно возобновить единение между людьми и
даже - объединить все человечество. Но в таком случае оно должно быть
идеальным искусством, т.е. осененным духом Вечности. "Красота ведь наш
истинный создатель, потому слушатель и созерцатель должны выйти из
круга искусства, как из рук Творца - чистыми и совершенными".
Но с самым большим убеждением и энтузиазмом великую
объединительную миссию красоты и искусства неоднократно утверждает
Н.К.Рерих:
"Язык искусства уже много раз в истории человечества являлся
наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим... Сами предметы
искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и
дружелюбие. Нам уже приходилось отмечать, как обмен художественными
ценностями иногда избавлял от недоразумений и опережал словесные
договоры. Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то
благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом,
который дает лучшую, добром поминаемую жатву" (Врата в Будущее. 1936.
6O).
Ведь воистину - "в таинственных, обобщающих
путях искусства есть
тот международный язык, который свяжет все человечество" (Пути
Благословения, 1O). Разве опера и драма, концертный зал, выставки
картин - не объединяют людей несравненно больше и крепче, нежели Лига
Наций? Так и красивые местности, античные города разве не связывали и
не делали братьями самые чуждые души? Ибо в устремлении к красоте люди
понимают друг друга, даже если бы они и не понимали языка другого,
потому что в этом устремлении "проявляется внутренняя сущность
человека. Это и есть то Божественное в человеке, что всех объединяет.
В его свете мы все едины" (Тагор).
"Дух знает, где красота".
Листы Сада Мории. 119.
ПОСТИЖЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО ДУХОМ
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Но такой мощью красота владеет лишь там, где в душе человека жива
божественная искра, где его глаз, и ухо и сердце просветляются, где
он, более или менее, начинает сознавать красоту. Ведь до нашего уха
может доходить даже музыка сфер, но если наше сознание закрыто и спит,
то наше ухо не слышит. Так же "можно стоять в полной тьме перед
прекраснейшим произведением искусства", ибо как тьма, так и свет - в
нас. Ибо глубочайшая истина вложена в слова Учения Живой Этики:
"Неверно сказать - красота спасет мир, правильнее сказать - сознание
красоты спасет мир" (Община, $27). Не красота сама по себе спасет, но
красота осознания, утвержденная и возвеличенная нашим духом. Потому мы
так часто и видим, что, например, деревенский житель, обитающий в
прекрасном уголке природы, как будто не видит, не сознает ее, оттого и
красота не возвышает его, не заставляет вострепетать в нем сокровенные
чувства. Но лишь только человек начинает сознавать объект своего
восприятия, как прекрасное, и радоваться, и восхищаться им, такая
красота, хотя бы и узко-эстетически