Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

тональности человека;

это пламенение и очищение духа, это сотрудничество и сотворчество,

постижение и закладывание новых мыслеоснов в храмине человеческой

Культуры. Именно, так же как для Канта мораль есть борьба, мы можем

дополнить, что так и всякая истинная эволюционная ценность есть

борьба, победа и преображение стихийных сил в озаренную стройность

достижений.

С другой стороны, прекрасное в искусстве помогает людям понять

друг друга, уважать другого в его тяготах и стремлениях, познать

человечность и возжаждать ее во всем. Таким образом, искусство

становится объединителем людей, делая их духовно родными. Уже Шиллер в

своих ""Письмах об эстетическом воспитании человека" верил, что

единственно искусство способно возобновить единение между людьми и

даже - объединить все человечество. Но в таком случае оно должно быть

идеальным искусством, т.е. осененным духом Вечности. "Красота ведь наш

истинный создатель, потому слушатель и созерцатель должны выйти из

круга искусства, как из рук Творца - чистыми и совершенными".

Но с самым большим убеждением и энтузиазмом великую

объединительную миссию красоты и искусства неоднократно утверждает

Н.К.Рерих:

"Язык искусства уже много раз в истории человечества являлся

наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим... Сами предметы

искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и

дружелюбие. Нам уже приходилось отмечать, как обмен художественными

ценностями иногда избавлял от недоразумений и опережал словесные

договоры. Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то

благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом,

который дает лучшую, добром поминаемую жатву" (Врата в Будущее. 1936.

6O).

Ведь воистину - "в таинственных, обобщающих

путях искусства есть

тот международный язык, который свяжет все человечество" (Пути

Благословения, 1O). Разве опера и драма, концертный зал, выставки

картин - не объединяют людей несравненно больше и крепче, нежели Лига

Наций? Так и красивые местности, античные города разве не связывали и

не делали братьями самые чуждые души? Ибо в устремлении к красоте люди

понимают друг друга, даже если бы они и не понимали языка другого,

потому что в этом устремлении "проявляется внутренняя сущность

человека. Это и есть то Божественное в человеке, что всех объединяет.

В его свете мы все едины" (Тагор).

"Дух знает, где красота".

Листы Сада Мории. 119.

ПОСТИЖЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО ДУХОМ

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Но такой мощью красота владеет лишь там, где в душе человека жива

божественная искра, где его глаз, и ухо и сердце просветляются, где

он, более или менее, начинает сознавать красоту. Ведь до нашего уха

может доходить даже музыка сфер, но если наше сознание закрыто и спит,

то наше ухо не слышит. Так же "можно стоять в полной тьме перед

прекраснейшим произведением искусства", ибо как тьма, так и свет - в

нас. Ибо глубочайшая истина вложена в слова Учения Живой Этики:

"Неверно сказать - красота спасет мир, правильнее сказать - сознание

красоты спасет мир" (Община, $27). Не красота сама по себе спасет, но

красота осознания, утвержденная и возвеличенная нашим духом. Потому мы

так часто и видим, что, например, деревенский житель, обитающий в

прекрасном уголке природы, как будто не видит, не сознает ее, оттого и

красота не возвышает его, не заставляет вострепетать в нем сокровенные

чувства. Но лишь только человек начинает сознавать объект своего

восприятия, как прекрасное, и радоваться, и восхищаться им, такая

красота, хотя бы и узко-эстетически