воспринятая, обвевает человека
духовными веяниями, внушает, хотя бы на мгновение, более чистые
устремления. Ибо каждое устремление красотою, хотя бы оно и было
узко-формальным, все-таки дает свое зерно духа.
Возвращаясь теперь к прежней мысли - что красота может спасти, мы
должны сказать, что узко созерцаемая и познаваемая красота, конечно,
неспособна спасти человека в высшем смысле этого слова. И если такое
созерцание красоты возвышает и обновляет человека, то лишь на короткое
мгновение, но оно не дает человеку вечной, незыблемой опоры и познания
жизни. Но все-таки и это мгновенное освобождение, снова и снова озаряя
душу человека и порождая в ней наиболее сокровенные чувства, -
открывает ему путь к красоте духовности, расширяет и утончает его
сознание, сокращает путь его эволюции и приближает к предельной цели -
к космическому сознанию.
Но с другой стороны, бывают также случаи, когда особенно
художественные натуры чувствуют мощь красоты не только мгновение, но
гораздо дольше, и что красота их освобождает в истинном смысле этого
слова. Разве это не сокрушенный страданиями Бетховен создал свою
Девятую симфонию, величественный гимн радости? Разве это не была
чудесная победа красоты, которая когда-либо существовала? Красота -
музыка, которая ему казалась "откровением высшим, чем все науки и
философии", дала ему гармонию духа и созвучие с Космосом. Это оттого,
что он воспринял прекрасное в самом обширном и глубоком его понимании,
что он в прекрасном узрел основы Беспредельного.
Разве не таким же Светом Невыразимым осенялась жизнь Баха,
Моцарта, Вагнера, Мусорского, Скрябина, в моменты высшего творческого
восторга и вдохновения слышавших отзвуки музыки сфер? Разве не
являлась вся жизнь Микельанджело благоговейным, освободительным
порывом к Миру Огненной Красоты? Ведь он видел в созерцании красоты
силу, возносящую к небесам. "Ничто не делает душу столь набожной и
чистой, говорит Микельанджело, как стремление создать нечто
совершенное. Ибо Бог есть совершенство, и кто устремляется к
совершенству, устремляется к Божественному". Такие победы красоты
многочисленны, - когда красота является для человека высшим и
постоянным благословением его жизни.
Истинно, наблюдая мощь красоты на этих последних, можно
свидетельствовать: красота способна спасти, спасти, может быть, в
предельном смысле этого
слова - не только сократить путь эволюции, но
и привести во Врата. Ибо "ближе всего подходит к завершению путь
красоты" (Мир Огненный. III. 23). На это способна не узкоформально
созерцаемая красота, но красота, созерцаемая в призме Беспредельного.
Спасти - в существенном смысле слова - может лишь красота, поднятая до
высшего понимания, лишь истинное осознание красоты. Если простое
сознание красоты может возвысить человека, то озарить и освободить его
- может лишь постижение красоты в сокровенной ее сущности. Красота
может спасти, но тогда нам надо переменить наш взгляд на Вселенную,
нам надо облечься в одеяние духовности. Ибо "лишь дух знает, где
красота". Этого не знают наши органы чувств, этого не знает даже наш
рассудок. Нашим чувством и рассудку красота кажется воистину чудом,
загадкой непостижимой. Лишь наш дух знает, что единственно истинной
является космическая красота, что отдельные явления красоты
раскрываются полностью лишь в перспективе Беспредельно-Прекрасного.
Лишь наше сердце, как обитель духа, это знает, ибо биение чистого
сердца отражает ритм сердца Великого Космоса.
Итак, в восприятии красоты великая роль принадлежит духовному
уровню человека. "Без духовности даже невозможно понять красоту"
(Рерих. Adamant. 88). Ведь ступень осознания красоты тесно связана