Рихард Рудзитис

СОЗНАНИЕ КРАСОТЫ СПАСЕТ

готовая красота, как это нам кажется, ибо она общается и

расцветает под влиянием некоторых скрытых тенденций, так же как чисто

духовная или красота высшего Начала в нас - есть результат внутренних

борений и устремлений. Говоря словами Вл.Соловьева: "Красота -

преображение материи, через воплощение в ней другого,

сверх-материального начала" (Собр. соч. VI. 37). Критерием

эстетического достоинства, таким образом, является "наиболее

законченное и многостороннее воплощение этого идеального момента в

данном материале" (VI.41). Теперь понятно, отчего то явление нам

кажется прекраснее, где это идеальное содержание вспыхивает ярче

всего, например, в одухотворенном человеческом лице.

Таким образом, - истинной основой красоты является духовное

начало. Красота есть манифестация Божественного Огня Духа в явленной

материи, и лишь степени имманентности Высшего Начала в явлениях - дают

им красоту. Вечный Огонь и является тем чудом, что груды хаоса

объединяет в живой организм, что тускло тлеющим сознаниям дает, в

конце концов, расцвети в серебристые лотосы озарения.

В таком имманентном, сокровенном свете раскрывается красота

просветленному духовному взору. Для того, кто подходит ко всему с

пониманием в сердце, даже кажущееся некрасивым приобретает более

глубокий смысл, так как все обнимает Истина, а все, данное в гранях

абсолютно-истинного, есть и прекрасное, конечно, в различных долях и

скалах проявления, начиная с проблесков красоты в грубо-материальном,

и кончая бесподобными, светозарными далями чисто-духовного. Его взору

"нет вещей, есть лишь она - Красота". Если посмотреть с вершины, все

человечески релативные измерения исчезают: есть лишь пламень или

вибрации, различной тонкости и различной ясности. Есть лишь поток

Вечно-Прекрасного, переливающийся из одного русла в другое,

переплетающийся с одного комплекса атомов в другой. "Каждая капля

океана дает свою радугу, потому, как прекрасно сияние Космоса" (Листы

Сада М. 234).

Так, через осознанную красоту мы можем проникнуть в истинные

глубины космического познания. Обладать космическим сознанием - значит

и обладать сознанием космической красоты. Такому человеку в красоте

озаряется Беспредельность.

Просветленное сознание стремится постичь эту красоту

Беспредельности, как Абсолютный Закон гармонии, или, лучше говоря,

необъятный гармонический Божественный План, который Космический Закон

начертал от века веков и постепенно продолжает реализовывать, проявляя

себя во времени и пространстве. Созерцая этот космический план

красоты, можем сказать, что "Бог геометризирует", или что Он

компонирует и притом же исполняет Сам эту симфонию, безначальную и

бесконечную. Сущность этого плана - эволюция, потому Божественный План

можно определить, как план развития Беспредельной Красоты.

Так как абсолютное совершенство и красота есть конечный идеал

всех существ, всех микрокосмов и макрокосмов, то, реализуя этот план,

Вечное Начало имманентно ведет все существа во Вселенной к наиболее

полному и идеальному совершенству красоты: другими словами - к

проявлению Огня Божественного Духа в каждом индивидууме, по мере

раскрытия его сознания и пламени устремления в нем. Красота есть

стремление каждого существа становиться все прекраснее, все более

совершенным в красоте. Каждый цветок стремится выразить себя в

наиболее красивой форме и, вместе с тем, созидать и украшать святыню

Вселенной, сотрудничать с планом Прекрасного. Каждый раскрывающийся

цветок инстинктивно

сознает, что он несет сокровище для созидания

храма Вселенной. Таким образом - инстинкт цветка является "мыслью

Божью".Растения, также как и