готовая красота, как это нам кажется, ибо она общается и
расцветает под влиянием некоторых скрытых тенденций, так же как чисто
духовная или красота высшего Начала в нас - есть результат внутренних
борений и устремлений. Говоря словами Вл.Соловьева: "Красота -
преображение материи, через воплощение в ней другого,
сверх-материального начала" (Собр. соч. VI. 37). Критерием
эстетического достоинства, таким образом, является "наиболее
законченное и многостороннее воплощение этого идеального момента в
данном материале" (VI.41). Теперь понятно, отчего то явление нам
кажется прекраснее, где это идеальное содержание вспыхивает ярче
всего, например, в одухотворенном человеческом лице.
Таким образом, - истинной основой красоты является духовное
начало. Красота есть манифестация Божественного Огня Духа в явленной
материи, и лишь степени имманентности Высшего Начала в явлениях - дают
им красоту. Вечный Огонь и является тем чудом, что груды хаоса
объединяет в живой организм, что тускло тлеющим сознаниям дает, в
конце концов, расцвети в серебристые лотосы озарения.
В таком имманентном, сокровенном свете раскрывается красота
просветленному духовному взору. Для того, кто подходит ко всему с
пониманием в сердце, даже кажущееся некрасивым приобретает более
глубокий смысл, так как все обнимает Истина, а все, данное в гранях
абсолютно-истинного, есть и прекрасное, конечно, в различных долях и
скалах проявления, начиная с проблесков красоты в грубо-материальном,
и кончая бесподобными, светозарными далями чисто-духовного. Его взору
"нет вещей, есть лишь она - Красота". Если посмотреть с вершины, все
человечески релативные измерения исчезают: есть лишь пламень или
вибрации, различной тонкости и различной ясности. Есть лишь поток
Вечно-Прекрасного, переливающийся из одного русла в другое,
переплетающийся с одного комплекса атомов в другой. "Каждая капля
океана дает свою радугу, потому, как прекрасно сияние Космоса" (Листы
Сада М. 234).
Так, через осознанную красоту мы можем проникнуть в истинные
глубины космического познания. Обладать космическим сознанием - значит
и обладать сознанием космической красоты. Такому человеку в красоте
озаряется Беспредельность.
Просветленное сознание стремится постичь эту красоту
Беспредельности, как Абсолютный Закон гармонии, или, лучше говоря,
необъятный гармонический Божественный План, который Космический Закон
начертал от века веков и постепенно продолжает реализовывать, проявляя
себя во времени и пространстве. Созерцая этот космический план
красоты, можем сказать, что "Бог геометризирует", или что Он
компонирует и притом же исполняет Сам эту симфонию, безначальную и
бесконечную. Сущность этого плана - эволюция, потому Божественный План
можно определить, как план развития Беспредельной Красоты.
Так как абсолютное совершенство и красота есть конечный идеал
всех существ, всех микрокосмов и макрокосмов, то, реализуя этот план,
Вечное Начало имманентно ведет все существа во Вселенной к наиболее
полному и идеальному совершенству красоты: другими словами - к
проявлению Огня Божественного Духа в каждом индивидууме, по мере
раскрытия его сознания и пламени устремления в нем. Красота есть
стремление каждого существа становиться все прекраснее, все более
совершенным в красоте. Каждый цветок стремится выразить себя в
наиболее красивой форме и, вместе с тем, созидать и украшать святыню
Вселенной, сотрудничать с планом Прекрасного. Каждый раскрывающийся
цветок инстинктивно
сознает, что он несет сокровище для созидания
храма Вселенной. Таким образом - инстинкт цветка является "мыслью
Божью".Растения, также как и