Мирзакарим Норбеков

Где зимует кузькина мать,

один из моих сравнительно молодых Наставников вёл со мной занятие у себя дома. Темой было, если не ошибусь: "Что такое судьбоносное событие и в каких границах возможно вмешательство?"

Мы не в доме сидели, как обычно, а во дворе. Представьте. Жаркий летний день в предгорье. Марево от жары покрывает припудренную пылью проселочную дорогу.

Простой деревенский двор, дом с побеленными стенами, травка, куры ходят, живность всякая, дети бегают, старая, проржавевшая машина стоит.

Мы сидели, как у нас принято, на широком деревянном топчане под виноградником. Если вы когда-нибудь видели, как растет виноград, то знаете: в землю вкапывают металлические трубы, между ними натягивают направляющие, по которым ветви винограда вьются, давая тень.

Наставник сказал:

- Посмотри, я тебе который раз говорю! Нельзя вмешиваться в судьбу человека, изменять события, если от этого будут страдать судьбы других.

И если даже ты знаешь, что можешь вылечить или спасти человека, которого болезнь приговорила к смерти или которому грозит, как бы, случайная гибель, мы с тобой обязаны, во что бы то ни стало, посмотреть, чем его спасение обернется для других людей.

- А вот если одно спасение от беды вызовет цепь трагедий у других... Извини, брат, тебе придется остаться просто наблюдателем. Как бы больно это тебе не было.

- Мастер каждый день, каждую минуту находится перед выбором. Перед ним тысячи путей. Но судьбы разных людей в определенное время соприкасаются, и все они проходят через один общий мост. А таких мостов очень мало. Дорог гораздо, гораздо больше. Есть ситуации, в которые ты не имеешь права вмешиваться.

- Посмотри на эту пиалу. Возьми в руки и посмотри. Там должна быть нестираемая отметина. Купил ее после женитьбы, лет пятнадцать тому назад. Когда покупал целую стопочку пиал, пришлось её отметить.

Там стояли штук пять-шесть пиалушек. Смотрю, на этой, правда, снизу на донышке красная метка.

- Сегодня эта пиала разобьется, - говорит Наставник.- Причиной этого станет во-о-н тот человек, который идет к нам. Он идет ко мне по такой-то и такой-то причине, у него такие-то и такие-то проблемы.

Действительно, вижу, по дороге к нам идет человек, но он еще далеко, на горизонте. Говорю:

- Почему мы не имеем права вмешаться в судьбу этой пиалушки?

- С этой пиалой связана жизнь моего внука, который родится от моего сына. Мой внук в такой-то момент захочет пить, подумает, что в пиале вода, а это будет уксус. Он выпьет, отравится и погибнет.

Вы обратили внимание на ход рассуждения Наставника?! Его сын бегает по двору, ему лет семь. А мы беседуем о судьбе внука, который еще не родился!

- Хорошо, - говорю, - тогда почему Вы ее не разбили сразу?

- Всему свое время. Еще когда покупал, посмотрел. И у меня был выбор. Увидел, что могу эту ситуацию исправить с пользой в первую очередь для тебя.

- Вы говорите, она разобьётся? Хорошо! Если так суждено, давайте ее сейчас спрячем от того человека. А разбить всегда успеем.

Я был в летнем костюме, взял эту пиалушку и положил в карман пиджака.

К этому моменту тот человек подошел. Пришел, сел, начал рассказывать про все свои проблемы. Пока то, пока сё... Поговорили. Часа через полтора он стал прощаться. Встал, а у него, оказывается, затекли ноги - мы сидели по-восточному. И вдруг начал падать на меня.

Я резко развернулся, чтобы его удержать. От этого движения пола моего пиджака поднялась, как пропеллер, задела железную трубу, и я услышал звон... После посмотрел, а в кармане одни черепки.

И сразу моя глупость стала очевидной, потому что пиала всё равно разбилась, и именно из-за этого человека. Сидел и наблюдал в себе такое интересное специфическое состояние... Представьте, что я мог ощущать, кроме глубокой неловкости. После того, как гость ушел, Наставник говорит:

- Теперь продолжаем занятие.

Вытаскивает из-под скатерти сложенную бумагу. Раскрываю, читаю: "Сегодня Мирзакарим в очередной раз будет меня мучить своими глупыми вопросами. Но я буду его терпеть в благодарность за то, что он, наконец, разобьёт пиалу с помощью того человека, которого я специально пригласил для этой цели".

Приятно подавиться, киска!

Дальше мы говорили о жалости: должен ли человек всем помогать. Еще раз прошу вас обратить внимание на ход, мыслей и рассуждений. Наставник сказал:

- Сегодня я выбрал для нашей практики несколько случаев, которые произошли сегодня вечером.

Он так и сказал: "Произошли сегодня вечером", - хотя времени тогда было часа четыре пополудни.

-