один из моих сравнительно молодых Наставников вёл со мной занятие у себя дома. Темой было, если не ошибусь: "Что такое судьбоносное событие и в каких границах возможно вмешательство?"
Мы не в доме сидели, как обычно, а во дворе. Представьте. Жаркий летний день в предгорье. Марево от жары покрывает припудренную пылью проселочную дорогу.
Простой деревенский двор, дом с побеленными стенами, травка, куры ходят, живность всякая, дети бегают, старая, проржавевшая машина стоит.
Мы сидели, как у нас принято, на широком деревянном топчане под виноградником. Если вы когда-нибудь видели, как растет виноград, то знаете: в землю вкапывают металлические трубы, между ними натягивают направляющие, по которым ветви винограда вьются, давая тень.
Наставник сказал:
- Посмотри, я тебе который раз говорю! Нельзя вмешиваться в судьбу человека, изменять события, если от этого будут страдать судьбы других.
И если даже ты знаешь, что можешь вылечить или спасти человека, которого болезнь приговорила к смерти или которому грозит, как бы, случайная гибель, мы с тобой обязаны, во что бы то ни стало, посмотреть, чем его спасение обернется для других людей.
- А вот если одно спасение от беды вызовет цепь трагедий у других... Извини, брат, тебе придется остаться просто наблюдателем. Как бы больно это тебе не было.
- Мастер каждый день, каждую минуту находится перед выбором. Перед ним тысячи путей. Но судьбы разных людей в определенное время соприкасаются, и все они проходят через один общий мост. А таких мостов очень мало. Дорог гораздо, гораздо больше. Есть ситуации, в которые ты не имеешь права вмешиваться.
- Посмотри на эту пиалу. Возьми в руки и посмотри. Там должна быть нестираемая отметина. Купил ее после женитьбы, лет пятнадцать тому назад. Когда покупал целую стопочку пиал, пришлось её отметить.
Там стояли штук пять-шесть пиалушек. Смотрю, на этой, правда, снизу на донышке красная метка.
- Сегодня эта пиала разобьется, - говорит Наставник.- Причиной этого станет во-о-н тот человек, который идет к нам. Он идет ко мне по такой-то и такой-то причине, у него такие-то и такие-то проблемы.
Действительно, вижу, по дороге к нам идет человек, но он еще далеко, на горизонте. Говорю:
- Почему мы не имеем права вмешаться в судьбу этой пиалушки?
- С этой пиалой связана жизнь моего внука, который родится от моего сына. Мой внук в такой-то момент захочет пить, подумает, что в пиале вода, а это будет уксус. Он выпьет, отравится и погибнет.
Вы обратили внимание на ход рассуждения Наставника?! Его сын бегает по двору, ему лет семь. А мы беседуем о судьбе внука, который еще не родился!
- Хорошо, - говорю, - тогда почему Вы ее не разбили сразу?
- Всему свое время. Еще когда покупал, посмотрел. И у меня был выбор. Увидел, что могу эту ситуацию исправить с пользой в первую очередь для тебя.
- Вы говорите, она разобьётся? Хорошо! Если так суждено, давайте ее сейчас спрячем от того человека. А разбить всегда успеем.
Я был в летнем костюме, взял эту пиалушку и положил в карман пиджака.
К этому моменту тот человек подошел. Пришел, сел, начал рассказывать про все свои проблемы. Пока то, пока сё... Поговорили. Часа через полтора он стал прощаться. Встал, а у него, оказывается, затекли ноги - мы сидели по-восточному. И вдруг начал падать на меня.
Я резко развернулся, чтобы его удержать. От этого движения пола моего пиджака поднялась, как пропеллер, задела железную трубу, и я услышал звон... После посмотрел, а в кармане одни черепки.
И сразу моя глупость стала очевидной, потому что пиала всё равно разбилась, и именно из-за этого человека. Сидел и наблюдал в себе такое интересное специфическое состояние... Представьте, что я мог ощущать, кроме глубокой неловкости. После того, как гость ушел, Наставник говорит:
- Теперь продолжаем занятие.
Вытаскивает из-под скатерти сложенную бумагу. Раскрываю, читаю: "Сегодня Мирзакарим в очередной раз будет меня мучить своими глупыми вопросами. Но я буду его терпеть в благодарность за то, что он, наконец, разобьёт пиалу с помощью того человека, которого я специально пригласил для этой цели".
Приятно подавиться, киска!
Дальше мы говорили о жалости: должен ли человек всем помогать. Еще раз прошу вас обратить внимание на ход, мыслей и рассуждений. Наставник сказал:
- Сегодня я выбрал для нашей практики несколько случаев, которые произошли сегодня вечером.
Он так и сказал: "Произошли сегодня вечером", - хотя времени тогда было часа четыре пополудни.
-